Музей «Московский транспорт» откроют в гараже Мельникова: чем уникально это здание

Музей «Московский транспорт» откроют в гараже Мельникова: чем уникально это здание

С 2015 года в здание гаража на Новорязанской улице было не попасть: оно стояло на консервации. Побывать внутри не получится еще пару лет точно — совсем скоро там начнутся реставрационные работы. А потом откроется музей «Московский транспорт». Наши друзья из образовательного проекта «Москва глазами инженера» рассказывают, почему этот гараж так важен для города, кто его создал и в чем его уникальность.

Все началось с того, что в середине 1920-х годов городской транспортный парк заметно пополнился. Часть грузовиков закупили в Европе, а часть начали производить прямо в Москве, на заводе АМО (будущий ЗИЛ). В основном этим транспортом пользовалось Московское коммунальное хозяйство (МКХ), ведавшее всей городской инфраструктурой. Однако Москва оказалась не готова к размещению новых машин. Эпоха автомобилизации только наступала, и подходящего места для хранения и обслуживания грузовиков не нашлось — требовалось строительство гаража. МКХ поручило работу архитектору Константину Мельникову, по проекту которого в это время как раз велось строительство автобусного парка на Бахметьевской улице (сегодня — улица Образцова).

При проектировании Бахметьевского гаража Мельников использовал уникальную прямоточную систему, придав зданию форму параллелограмма. Однако на Новорязанской улице был выделен участок треугольной формы, поэтому для него требовалась другая схема. Так возникла идея построить гараж в форме полуокружности или огромной подковы, чтобы максимально эффективно использовать имеющееся пространство. Парковочные места для грузовиков были устроены с внутренней и внешней сторон изгиба, а посередине Мельников оставил место для проезда. Это позволяло машинам беспрепятственно въезжать и выезжать из здания. Ворота размещались в треугольных ризалитах (выступающих частях), напоминающих корабельные носы. А чтобы грузовики не сталкивались внутри гаража, архитектор спроектировал въезд и выезд через противоположные концы здания.

Сооружение рассчитано на 250 крупногабаритных автомобилей. Но уже в ходе строительства оно изменило свой профиль и стало еще одним гаражом для городских автобусов. В момент открытия в 1929 году в нем разместили 115 автобусов, перевезенных с Бахметьевской улицы и других площадок хранения. После Великой Отечественной войны комплекс получил название 4-го автобусного парка.

Кроме функциональной архитектуры, гараж на Новорязанской получил и целый набор изящных инженерных решений. Многие исследователи архитектуры сходятся на мнении, что металлические конструкции перекрытий для гаража разработал Владимир Шухов. На легкие ферменные конструкции он поместил обходную галерею. Место опоры каждой фермы на стену поддерживают ступенчатые кирпичные кронштейны. По всей длине здание с обеих сторон опоясывают ленточные окна.

После реставрации в гараже разместится экспозиция музея «Московский транспорт». Здесь можно будет увидеть первые трамваи, автобусы, троллейбусы, машины скорой помощи, пожарные экипажи и, например, знаменитую «Волгу» из фильма «Берегись автомобиля» – всего 300 единиц техники. Перед началом реставрационных работ гараж опробовали в качестве культурной площадки композитор Алексей Сысоев и режиссер Филипп Григорьян. На один день, 29 января, они превратили здание в театр и представили здесь свою музыкальную инсталляцию.

Андрей Клюев, Регина Поливан /«Москва глазами инженера»

Фото обложки: «Википедия»

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться