Театральный критик Алла Шендерова составила гид по главным спектаклям «Золотой маски». В этой части она рассказывает о самых интересных экспериментальных спектаклях, постановках, на которые можно сходить с детьми, и о проектах программы «Маска Плюс».
Еще недавно экспериментом по старинке называли все, что не соответствовало кондовым представлениям о театре. Потом ситуация изменилась, театр рванул вперед (да так, что мы сегодня можем посоперничать с кем угодно), а в номинацию стали попадать неформатные постановки, которые трудно назвать драматическими или музыкальными в привычном представлении. В конкурсе этого года десять экспериментальных спектаклей, один лучше другого. С большим трудом выбрала из них пять.
Режиссер Виктория Привалова
Виктория Привалова сделала спектакль-инсталляцию про отношения миллениалов и постмиллениалов с их мамами. Про любовь и взаимное непонимание, про клишированные фразочки вроде «вырастешь – поймешь». Вы ходите с аудиогидом, слушаете истории героев: лежа под столом, сидя в закрытом шкафу или оставляя на холодильнике записку – своей маме или детям. Спектакль может заменить беседу с психологом. Как и на встречу с доктором, стоит прихватить с собой пачку бумажных платков. Тем более что в темноте слез никто не увидит.
Театр «Практика», 13 и 14 марта
Режиссер Всеволод Лисовский
В марте откроется «ГЭС-2» – выставочный проект фонда V-A-C, который займет здание на Болотной набережной, прежде принадлежавшее городской электростанции. В те же дни в лабораторном корпусе МЭИ покажут «ГЭС-2 оперу» (музыка Дмитрия Власика, текст Андрея Родионова) в постановке Всеволода Лисовского. Один из самых интересных спектаклей прошлого сезона тоже возник по заказу V-A-C – его собирались представить на открытии «ГЭС-2». Но спектакль Лисовского как влитой вписался в девятиэтажный архив МЭИ с медленно заворачивающейся спиралью без ступенек вместо лестницы (его архитектура едва ли уступит музею Гуггенхайма в Нью-Йорке), так что его решили оставить там. Даже если вы никогда не были в опере, но хотите знать, что такое современное искусство, вам сюда.
Лабораторный корпус НИУ МЭИ, 28 и 29 марта
Режиссер Дмитрий Волкострелов
Позаимствовав структуру из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, Волкострелов на каждом спектакле знакомит зрителей с 24 берестяными грамотами, оставленными нам средневековыми новгородцами и жителями других древнерусских городов. Признания в любви, долговые расписки, выяснение бытовых отношений – темы сообщений каждый раз разные, и читают их не артисты, а зрители-добровольцы. Таким неожиданным способом Волкострелов дает голос тем, кто обычно молчит. А остальных проверяет на умение слушать и слышать.
«Большое винохранилище» ЦСИ «Винзавод», 14 и 15 марта
Режиссеры Ян Дёйвендак и Роже Барнат
В этом спектакле настоящие юристы разбирают дело Гамлета, парня из питерского спального района, убившего своего соседа Полония – то ли преднамеренно, то ли по неосторожности. В Венеции Гамлет получил 15 лет, в Цюрихе его оправдали. Окончательное решение каждый раз выносят шесть присяжных, рандомно выбранных из числа зрителей. Принципиальное и красноречивое отличие российской версии в том, что в питерском процессе отказались участвовать профессиональные судьи – их заменили адвокаты. Какой срок получит Гамлет в Москве (эту роль, как и в Питере, исполнит режиссер, а теперь и актер Семен Серзин), что он скажет на суде и кто будет его адвокатом – заранее не предсказать.
Киностудия «Амедиа», павильон 4, 4 и 5 апреля
Режиссер и драматург Михаил Зыгарь*
В прошлом году в Москве (а сейчас уже и в Петербурге) появился новый театр – Мобильный художественный. Он существует только у вас в ушах – если предварительно скачаете приложение в App Store или Google Play. «1 000 шагов…» – первый спектакль-променад – выпустился в тот период, когда Серебренников находился под домашним арестом и, совершая прогулки «на районе» (по Пречистенке и окрестностям), не должен был ни с кем общаться. В принципе, «1 000 шагов…» можно назвать секретным театром (такая разновидность иммерсивного искусства): вы получаете через наушники информацию, которой нет у горожан вокруг. Однако променад не предлагает взглянуть на город и ощутить себя в нем по-новому, как, скажем, в знаменитом Remote X группы Rimini Protokoll. В этом смысле он вполне традиционен: голос Кирилла Серебренникова рассказывает, кто здесь что строил и кто жил. Но реальные истории оказываются такими, что никакому выдуманному сюжету с ними не соперничать.
14 апреля
Над спектаклем работали Ксения Волкова, Дмитрий Волкострелов, Дмитрий Коробков, Иван Николаев, Алена Старостина
Несмотря на то что спектакль показывают вне конкурса, одной своей номинацией он все-таки в нем. Пьесу «Сосед» написал Павел Пряжко – лучший и уж точно самый необычный драматург нашего времени, с пьес которого и начался театр Волкострелова. Эта пьеса претендует на «Маску» в номинации «Драматургия». В «Соседе» дачник дядя Коля бесконечно и беспардонно рассказывает своему соседу Паше и его жене всякую ерунду о себе, своем огороде, быте и так далее. Просит чем-то помочь – например, почистить картошку. Разумеется, никаких возражений он не слышит – он вообще не слушает собеседника. А потом происходит «вдруг» – в пьесах Пряжко этого «вдруг» обычно нет, а тут вдруг есть. Говорят, такого смешного спектакля у Дмитрия Волкострелова еще не было.
ММОМА на Петровке, 11 и 12 марта
Режиссер Елизавета Бондарь
Еще одно женское режиссерское имя, которое нужно знать. По каким-то причинам (возможно, в силу мрачности сюжета) в афишу нынешней «Маски» не попала выпущенная Бондарь в Псковской драме «Гробница малыша Тутанхамона» – первая постановка пьесы-комикса американки Оливии Дюфо. Зато в «Маске Плюс» есть ее «Тверь-Тверь», в которой Бондарь соединяет кино, оперу-сказку и городской вербатим – чтобы рассказать о тихом, неторопливом городе, в котором «все разваливается», и о людях, которые бегут в Москву. Выходит не сентиментально, но поэтично.
Московский ТЮЗ, 27 февраля
Режиссер Петр Шерешевский
Петр Шерешевский, чей псковский «Ревизор» в этом году – в главном конкурсе, вот уже несколько лет возглавляет маленький независимый театр, выживающий каким-то чудом. Вот там, в камерном пространстве, он ставит самый истрепанный текст 20-го века так, как будто видит пьесу впервые. Здесь Треплев – ярый сторонник постдраматического искусства, а матерый Тригорин – уже не человек, а машина для сочинительства. На сцене помещается 9 пианино, сходу исполняющих то, что он пишет. Тригорина играет один из лучших питерских актеров, Виталий Коваленко.
Центр имени Мейерхольда, 25 февраля
Уже несколько лет, как торжествует справедливость: «Маска» предлагает программу не только взрослым, но и детям, причем от 0 до 16.
Хореограф Александр Пепеляев, 6+
Александр Пепеляев идет по целине: кажется, никто в России еще не ставил современный танец с оглядкой на детей и подростков. Пепеляев переосмыслил классический балет Лео Делиба, и теперь механическая кукла Коппелия, в которую вдруг влюбились все юноши города, превратилась в искусственный интеллект, чат-бота, сестру «Алисы» и Siri. Есть ли жизнь за цифровой маской и не превращаемся ли мы сами в роботов – вопросы, актуальные для биоорганизмов любого возраста.
Центр имени Вс. Мейерхольда, 14 марта
Режиссер Кристиан Гизе, 12+
Этот спектакль в Красноярске сделала команда берлинского театра Strahl, давно и серьезно занимающаяся социальным театром. В частности, проблемой мобинга – школьной травли. На сцене – урок физкультуры, все глумятся над одним из героев. Сидящим в зале дается возможность включиться в действие – объяснить, что и почему пошло не так, и даже попробовать это исправить. А еще проанализировать самого себя – понять, сам ты принимаешь решение или слушаешь подсказки тех, кто авторитетнее.
Культурный центр ЗИЛ, 15 марта
Полное расписание и билеты – на сайте goldenmask.ru
*признан иноагентом Минюстом РФ
12 февраля, 2020