«Лед 2», «Скандал», «Джентльмены» и другие фильмы недели

Экстравагантный и страшный хоррор с Николасом Кейджем, феминистская драма с Марго Робби, Шарлиз Терон и Николь Кидман, а также Саша Петров в роли отца-одиночки – кинокритик Егор Москвитин рассказывает о том, что выходит в прокат на этой неделе.

«Цвет из иных миров»

«Лед 2», «Скандал», «Джентльмены» и другие фильмы недели

Фото: «Парадиз»

Если не брать в расчет специализированные фестивали ужастиков, то в мире есть всего две площадки, где показывают самые экстравагантные, содержательные, глубокие и попросту страшные хорроры: американский «Сандэнс» и канадский кинофорум в Торонто. Два года назад на «Сандэнсе» представили «Мэнди» – удивительный фильм, в котором испачканный с ног до головы кровью Николас Кейдж в белоснежных трусах бегает с бензопилой за рогатыми монстрами, вылезшими прямиком из преисподней. Безумный бородач хочет отомстить чудовищам за похищение возлюбленной, превращая треш-ужастик в современную версию «Ада» Данте. Показанный в прошлом году на кинофестивале в Торонто хоррор «Цвет из иных миров» тоже может похвастаться Николасом Кейджем в главной роли и тоже занят переосмыслением литературной классики. Только куда более молодой и куда менее заметной: в основе фильма лежит рассказ Говарда Лавкрафта, написанный в 1927 году.

И это, увы, тот случай, когда книга лучше. Рассказ, как это часто бывает у Лавкрафта, построен как допрос очевидцев: главный герой – любознательный путешественник (в данном случае – геодезист), который оказывается в загадочной пустоши близ города Аркхема и расспрашивает местных о горе, случившемся много лет назад. Тогда рядом с богатой и многолюдной фермой упал метеорит – и странный свет, исходивший от него, начал убивать животных и сводить с ума людей. Сгинула целая семья, погиб урожай, а тайна так и осталась тайной: то ли причиной трагедии стал незримый пришелец, то ли страхи людей. Как и «Ужас Данвича» самого Лавкрафта или «Дракула» Стокера, рассказ построен по принципу дневников и репортажа – и разум автора в нем угасает с каждой страницей. Особенно страшно текст выглядел на фоне других образцов «литературы вторжения», популярной в те годы, потому что образ пришельцев у Лавкрафта отличался от общепринятого (и уже не способного напугать).

Фильм, увы, этих тонкостей не передает. Рассказчика больше нет, действие перенесено в наши дни, Кейдж хорош в роли фермера, но сопереживать остальным членам его семьи трудно – уж больно банально охарактеризованы эти персонажи. Единственное утешение – стадо милейших альпака, на жизнь которых покушаются внеземные гости. За альпака и за двор Кейдж стреляет в упор, и этот зоозащитный пафос делает фильм вполне напряженным. А еще здесь в полной мере обыгрывается мысль писателя о том, что в космосе есть цвета, которых нет в нашей радуге. Результат – яркое, насыщенное, сюрреалистичное зрелище, которое не особенно пугает, но неплохо развлекает другими способами: шутками, спецэффектами, Кейджем, альпака и музыкой, тоже записанной где-то в иных мирах. В любом случае ответственность критика требует предупредить: фильм заинтересует только бескомпромиссных фанатов ужастиков. Нормальным людям он сулит лишь растерянность и скуку.


«Скандал»

«Лед 2», «Скандал», «Джентльмены» и другие фильмы недели

Фото: «Централ Партнершип»

Номинированный на несколько «Оскаров» (в том числе актерских – для Шарлиз Терон и Марго Робби), но в итоге оставшийся лишь с премией за лучший грим, выдающийся фильм о снятии этого самого грима – причем вместе со скальпом. Медиамагнат Роджер Айлз (реальная историческая личность; до премьеры он не дожил) был гениальным управленцем, политиком и манипулятором. При нем канал Fox смог превратить выпуски новостей в настоящие драмы: каждый эфир раскалывал страну на два лагеря, а эмоциональный окрас информации был принят за норму в журналистике. Но еще Айлз был сексуальным хищником, и «Скандал» описывает отчаянный и благородный крестовый поход нескольких сотрудниц Fox, попытавшихся свергнуть тирана. Этот напряженный, старомодный и яростный фильм, по сути, вбирает в себя все лучшее от двух неторопливых, но хороших сериалов прошлого года: «Самого громкого голоса» (в котором Айлза изображал Рассел Кроу) и «Службы новостей» (в котором журналистки боролись с харассментом и подавали пример всей стране).


«Лед 2»

«Лед 2», «Скандал», «Джентльмены» и другие фильмы недели

Фото: СППР

Авторы фильма просят зрителей избегать спойлеров, поэтому аккуратно опишем фабулу «Льда 2» так: это как «Девушка из Джерси», только в Иркутске. Непутевый байкальский хоккеист Горин (Александр Петров, которому очень идет роль эмоционального, почти фольклорного простака) теперь сражается не столько за сердце фигуристки Нади (трогательная Аглая Тарасова, которой в фильме совсем немного), сколько за будущее маленькой девочки Нади (девятилетняя Виталия Корниенко; кажется, новая суперзвезда). Хрупкая героиня живет на два дома (спасибо органам опеки) и поэтому по-настоящему дома себя чувствует только на катке. Между семейными сценами (которые героиня мудрой Марии Ароновой справедливо называет драмкружком) и спортивными тренировками фильм, словно «Старые песни о главном», включает бодрые и динамичные музыкальные номера. Их драйв не передать словами (особенно хороша кавер-версия «Нас не догонят»), хотя режиссура в них нарочито незамысловатая. Режиссер Жора Крыжовников строит все клипы на двух приемах: резком наезде камеры на лицо героя или героини и резком удалении. Зато все остальные элементы фильма автор «Звоните ДиКаприо!» снимает так, что в наивной романтической комедии вдруг зарождается настоящая драма. Результат – странное, но работающее сочетание наива и сложности. И смех, и слезы.


«Джентльмены»

«Лед 2», «Скандал», «Джентльмены» и другие фильмы недели

Фото: «Вольга»

Возвращение Гая Ричи – вполне себе триумфальное – к жанру, прославившему его 20 с лишним лет назад. Главные герои – британские гангстеры, место действия – бандитский Лондонград, основной сюжетный механизм – ирония, в ролях – Чарли Ханнэм и Мэттью МакКонахи, Хью Грант и Марк Стронг, Колин Фаррелл и Эдди Марсан, Мишель Докери и Лайн Рени. Чтобы еще больше усилить комический эффект и обезопасить свое возвращение к остывшему жанру (о востребованности гангстерских саг можно судить хотя бы по результатам «Ирландца» на «Оскаре» – ноль статуэток из 11), Гай Ричи использует неоригинальный, но эффективный ход. Герой Гранта приходит в гости к герою Ханнэма и, чтобы запугать, рассказывает о своих криминальных планах как о сценарии фильма. И этот фильм тут же оживает на экране. Легко, смешно, гениально.


«Невероятная»

«Лед 2», «Скандал», «Джентльмены» и другие фильмы недели

Фото: A-One Films

Необычное зрелище: 37-минутный игровой фильм автора «Назови меня своим именем» и «Суспирии» Луки Гуаданьино, снятый на нескольких языках и по своей структуре похожий на калейдоскоп воспоминаний, монтаж реальности и картин (мать героини – художница), слепок фантазий и травм. Немолодая писательница едет из Нью-Йорка в Италию, чтобы разобраться с тем, как ее прошлое запрограммировало ее настоящее, и наконец-то открыться будущему. В ролях Джулианна Мур, Миа Гот и Кайл МакЛоклен. Концентрированный Гуаданьино!

Егор Москвитин