28 февраля в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка одного из самых влиятельных фотографов XX века – французского художника и новатора модной фотографии Ги Бурдена. Рассказываем, с чего началась его карьера и как она изменила модные рекламные кампании.
Ги Бурден. Рекламная кампания бренда Charles Jourdan. 1977. Фото: The Guy Bourdin Estate 2020
Courtesy of Louise Alexander Gallery
Свои первые фотографии Ги Бурден сделал во время службы в Дакаре – тогда он, правда, снимал преимущественно военные объекты с воздуха. Вернувшись в Париж в 1949 году (тогда ему был 21 год), француз начал продавать фототехнику, параллельно подрабатывая посудомойщиком в ресторане. Судьбоносной стала встреча с известным сюрреалистом Ман Рэем, первая выставка которого прошла еще до рождения Бурдена. Творческие натуры сдружились, и Ман Рэй стал покровителем Бурдена – в 1953 году именно он устроил тому персональную фотовыставку. Талант искусно модифицировать действительность быстро заметили редакторы модных изданий, и карьера Ги устремилась вверх.
Ги Бурден. Vogue Paris. Март 1973. Фото: The Guy Bourdin Estate 2020
Courtesy of Louise Alexander Gallery
Первая публикация в серьезном журнале не заставила себя долго ждать. В 1955 году вышел февральский номер Vogue Paris с черно-белыми кадрами Бурдена, которые он сделал на мясном рынке: модель в элегантной шляпке позировала на фоне отрубленных коровьих голов. Сюрреализм, провокация и умение шокировать – таким стал фирменный стиль фотографа. Гиперреалистичные цвета и женщины в основном по частям в нарядах Chanel, Chloé и Versace появлялись на страницах журнала Vogue еще 40 лет.
Ги Бурден. Рекламная кампания бренда Charles Jourdan. 1979. Фото: The Guy Bourdin Estate 2020
Courtesy of Louise Alexander Gallery
Сюрреалистические композиции и парадоксальные сюжеты шокировали зевак, случайно открывших Vogue. Люди же, близкие к искусству, ценили авторскую свободу Бурдена и его нежелание подчиняться стандартам и советам редакторов. Он был одним из первых авторов, работавших в коммерческом сегменте, кто отказался от прямой презентации вещей в пользу художественного образа – сумочки и туфельки для него были вторичны. Главной оставалась идея.
Ги Бурден. Vogue Paris. Март 1972. Фото: The Guy Bourdin Estate 2020
Courtesy of Louise Alexander Gallery
Ги Бурден возводил в культ одну из главных идей сюрреализма – неограниченное право художника на самовыражение. Ради идеального кадра он заставлял моделей часами стоять в неестественных позах в холодной фотостудии. Однажды он покрыл двух моделей клеем с головы до ног, а затем облепил их драгоценностями так обильно, что дышать было просто невозможно – обе девушки потеряли сознание. Неудивительно, что критика его работ часто сопровождалась определением «сексуальная эксплуатация».
Ги Бурден. Из архива Ги Бурдена. Около 1978. Фото: The Guy Bourdin Estate 2020
Courtesy of Louise Alexander Gallery
Фотографии Бурдена однополы. В подавляющем большинстве случаев его модели – молодые, стройные и полураздетые девушки. Позы, образы и даже макияж всегда отличались провокативностью и повышенной эротичностью. Просто красиво сидеть на дорогом диване – не бурденовский сюжет. А вот если ноги модели будут выше головы, или вообще будут только ноги, или много-много рук вокруг глаз – это уже другой разговор.
Выставка «Ги Бурден. Следуй за мной»
28 февраля – 17 мая
Центр фотографии имени братьев Люмьер
Болотная наб., 3, стр. 1
Билеты: 400 рублей
26 февраля, 2020