До 10 мая в Новой Третьяковке открыта первая в истории музея иммерсивная выставка для всей семьи «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Западное крыло, которое обычно отдают под эксперименты молодым художникам, превратилось в тотальную инсталляцию. Теперь здесь целых три царства: Подземное, Лесное и Подводное. Корреспондент The City Мария Бурова сходила на выставку и рассказывает, как она устроена и каких фантастических тварей там можно встретить и потрогать.
По задумке кураторов, посетители, как и богатыри из древних былин («направо пойдешь – коня потеряешь»), начинают свое путешествие по выставке с «Витязя на распутье» Виктора Васнецова. То есть вольны сами выбирать направление: уйти под воду, заглянуть в чудесный лес или спуститься в загробный мир. Я свернула налево и попала к русалкам, Царевне-лягушке, морским чертям, Водному царю и золотой рыбке под потолком. Здесь также можно отдохнуть, послушать шум морского прибоя и посмотреть советский фильм-сказку «Марья-искусница» 1960 года выпуска.
Все, кто пойдет прямо, окажутся в волшебном лесу. Тактильно исследовать мир лучше всего получается именно в этом зеркальном пространстве – здесь посередине спит огромный медведь (если у вас есть инстаграм, пройти мимо него будет трудно). За ним – Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной мчат по лесной чаще на Сером Волке, а вокруг стволы, стволы, стволы. В дупла местных деревьев тоже можно заглянуть. Там спрятана Инна Чурикова в роли Марфушки из «Морозко» и фотопроект современного художника Данилы Ткаченко «Побег». Последний – о людях, сознательно ушедших от цивилизации в лес. На стенах висят занимательные факты о персонажах: царевнах, богатырях, леших. У каждого из них было несколько вариантов имен, которые кочевали из одной былины в другую. Например, Царевна могла быть и Милоликой, и Миловзорой Прекрасной, и царевной Неоцененной Красоты, и Царь-девицей.
Третье и самое темное во всех смыслах пространство – то, где кураторы поселили Кощея Бессмертного и Бабу-ягу. Современные художники, которые в каждом зале соседствуют с классиками вроде Васнецова, Билибина и Гончаровой, используют в своих объектах для этого места мрачные символы – скелеты и черепа. Так, художница Алина Глазун представила на выставке объект «Все умрут, а я изумруд» со словом «страшновато», выложенным буквами из скрэббла. Это история о том, как сказки, услышанные в детстве, влияют на нас, как фольклорные истории меняются, переходя из уст в уста. Только в этом пространстве масштабное полотно «Три царевны подземного царства» (1879–1881) может существовать рядом с мультимедиа-проектами и модными тематическими Instagram-масками. Так что выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» будет интересна всем: детям, подросткам, их родителям и родителям родителей. Гулять тут можно бесконечно. После каждого царства зритель снова и снова оказывается в зале у камня на распутье – и может пройти все еще раз, но уже другим путем.
Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор»
22 февраля – 10 мая
Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10
Билеты: 600 рублей взрослым, 250 рублей школьникам, бесплатно детям до семи лет
25 февраля, 2020