Мощная семейная драма, прикидывающаяся вестерном, сатира про самодура-миллионера и треш-боевик с Дэниэлом Рэдклиффом – кинокритик Егор Москвитин рассказывает о том, что стоит смотреть в кино на этой неделе.
Легкая британская сатира на мир упоенного сверхпотребления, бессовестных корпораций и ранимого тщеславия. Главный герой – 60-летний самодур-миллионер, сколотивший состояние на продаже «золотому миллиарду» шмоток, сшитых бедняками из Африки и Азии. Свой юбилей воротила собирается отметить с размахом, которому позавидует и Ричард Брэнсон: на греческом острове возведен целый Колизей, в котором звездные гости именинника должны будут изображать сцены из его любимого «Гладиатора». С настоящими львами и настоящими, как выясняется, рабами: на роль плебеев находчивый герой пригласил африканских беженцев, разбивших лагерь неподалеку. Само собой, не успеет вечеринка начаться, как сатирическая комедия тут же превратится в античную трагедию. Режиссер Майкл Уинтерботтом (кстати, постоянный участник и призер Берлинского кинофестиваля – странно, что «Жадность» показали в Торонто, а не на родине варваров, усмиривших амбиции Рима) перебарщивает с нравоучениями, но деликатные актеры Стив Куган и Айла Фишер ловко гасят его пафос, так что фильм попросту легко и приятно смотреть.
Лихой, но уж чересчур глупый треш-боевик с Дэниэлом Рэдклиффом. Почти что экранизация мема про руки-базуки: к ладоням героя прибиты гвоздями два пистолета. Задача тихого программиста, ставшего воином поневоле, – как минимум выжить, а как максимум – победить в реалити-шоу, где люди убивают друг друга за зрительский лайк. По динамике «Пушки Акимбо» уступают «Адреналину», по изобретательности перестрелок – «Джону Уику», по безбашенности – российскому «Хардкору», а по содержательности сатиры – «Бегущему человеку». Но у сценаристов фильма хорошее чувство юмора, а Дэниэл Рэдклифф и Самара Уивинг (девушка из недавнего ударного триллера «Я иду искать») образуют отличный комедийный дуэт, так что поклонникам трешевых пародий стоит дать этому странному фильму шанс.
Австралийские вестерны продолжают переигрывать и импортозамещать американские. Свежее тому доказательство – колониальная драма «Возвышенность» с Саймоном Бейкером из «Менталиста», которую на днях показали на Берлинале. Но ее в России увидят в лучшем случае через полгода-год, а пока в наш прокат выходит громкий фильм с сентябрьского кинофестиваля в Торонто – «Подлинная история банды Келли». Но всем, кто ждет от вестерна про самого известного австралийского разбойника погонь, ограблений и дуэлей в прериях, лучше остаться дома. Потому что режиссер «Макбета» Джастин Курзель опять всех обманул и вместо костюмного эпоса затеял психологический театр – и изобразил Неда Келли не благородным народным героем, а озлобленной жертвой детских травм и семейных трагедий. Так что как приключенческий вестерн «Подлинная история банды Келли» совершенно не работает, несмотря на экзотические декорации, эффектные экшен-сцены и брутальную энергию Рассела Кроу, Чарли Ханнэма и молодого Джорджа Маккэя из недавнего арт-блокбастера «1917». Но вот как медленная и пугающая семейная драма этот фильм хорош – и хорош чертовски.
Американская звезда Джин Сиберг (1938–1979) засияла благодаря работе в Европе с Годаром, но угасла из-за травли на родине. Агенты ФБР устроили за ней слежку после того, как она публично поддержала радикалов из «Черных пантер». Личную жизнь актрисы сделали достоянием таблоидов, репутацию смешали с грязью, а закончилась национальная кампания против звезды настоящей трагедией. Фильм «Опасная роль Джин Сиберг» затевался как попытка реконструировать тот ад, через который прошла актриса. Но вместо портрета жертвы сценарий оказался портретом эпохи – Америки 1960-х и 1970-х с ее нарастающими культурными потрясениями и увядающим голливудским лоском. Вместо того, чтобы позволить талантливейшей Кристен Стюарт изобразить женщину на грани нервного срыва, фильм распыляет свое внимание между неинтересными и попросту непривлекательными героями-мужчинами – агентами ФБР (Джек О’Коннор и Винс Вон) и активистом «Черных пантер» (Энтони Маки). Получается кино упущенных возможностей, но благодаря самоотверженной игре Кристен Стюарт и старательной реконструкции прекрасной эпохи на неуклюжий сценарий можно закрыть глаза.
Режиссер Святослав Подгаевский – самый старательный и трезвомыслящий хоррормейкер в России, и его предыдущие ужастики («Владение 18», «Пиковая дама», «Невеста», «Русалка») действительно медленно, но упрямо работали над собой. Но в «Яге» эволюция отчего-то дала сбой. Фильм разваливается на две части, одну из которых хочется без конца хвалить, но другую придется ругать. Начинается все здорово: в спальном районе Москвы, снятом так, будто все герои спят и видят кошмар, один за другим пропадают дети. Школьники – ранимые, угрюмые и на редкость для нашего кино живые – объединяются, чтобы остановить Бабу-ягу. И пока события разворачиваются в красивых, но холодных домах, фильм действительно пугает: что может быть страшнее, чем чувствовать себя уязвимым в месте, за которое еще и платишь ипотеку? Но как только действие перемещается в лес, фильм становится попросту неинтересным – и уже не радуют ни цитаты из «Лабиринта Фавна», ни жуткие номера с куклами, ни Светлана Устинова в гриме птицы. А поскольку покупать билеты на половину фильма за половину цены пока что нельзя, лучше подождать следующий ужастик Подгаевского. Хотя бы потому, что это тот редкий режиссер, который прислушивается и к зрителям, и к критикам – и очень требовательно относится к себе.
27 февраля, 2020