Будущее сериалов: как платформа Quibi пытается изменить мир

Будущее сериалов: как платформа Quibi пытается изменить мир

Самый обсуждаемый стартап эпохи коронавируса – мобильный видеосервис Quibi, детище Голливуда и Кремниевой долины. Необычный стриминг, инвестиции в который составили 1,75 миллиарда долларов, намерен конкурировать и с Netflix, и с TikTok.

Будущее сериалов: как платформа Quibi пытается изменить мир

Время, которое средний американец ежедневно тратит на просмотр видео на мобильных устройствах, растет вместе со скоростью передачи данных. С 34 минут в 2017 году оно увеличится до 44 минут в 2021-м согласно замерам и прогнозам службы eMarketer. И Quibi покушается именно на эти драгоценные минуты.

Впрочем, мобильные сервисы, которые хотели конкурировать с YouTube за счет своего премиального контента, появлялись и раньше, но неизменно терпели крах. Особенно показателен был провал стриминга go90. Несмотря на готовую абонентскую базу оператора Verizon, инвестиции в 1,2 миллиарда долларов и проекты продюсеров вроде Бена Аффлека и Мэтта Дэймона, этот стартап не смог собрать лояльную аудиторию и стать устойчивым брендом.

На запущенном 6 апреля Quibi уже есть 50 разных шоу, а в течение года выйдут еще 125. Это и развлекательные программы, и новостные передачи, и так называемые фильмы, разбитые на главы (movies in chapters), – по сути, сериалы, которые будут состоять из одного сезона. Две главные особенности контента связаны с предполагаемой моделью его потребления. Во-первых, Quibi доступен только на мобильных устройствах (и пока что не работает нигде, кроме США и Канады), потому что пользователи должны смотреть его в свободную минутку: в транспорте, в очередях, в перерывах между работой, перед сном. Во-вторых, Quibi – сокращение от quick bites («перекус»). Так что ни один эпизод ни одного шоу на платформе не длится больше десяти минут. Чтение этого текста тоже займет от силы минут десять.


Но в Quibi (по крайней мере, вплоть до запуска) верили гораздо сильнее. В первом раунде инвестиций проекту удалось привлечь ровно миллиард долларов – причем не только от гигантов вроде Alibaba, но и от профильных медиакомпаний, которые сами будут производить контент для платформы. Тут почти все основные студии-мейджоры: Disney, NBCUniversal, Sony Pictures, WarnerMedia. Второй раунд инвестиций принес еще 750 миллионов долларов от неназванных партнеров. Причина такого доверия к рискованному стартапу – в двух именах, стоящих за Quibi.

Кто такие Джеффри Катценберг и Меган Уитмен

Будущее сериалов: как платформа Quibi пытается изменить мир

Фото: ТАСС/Armando Gallo/ZUMA

Дело в том, что проект можно назвать плодом любви мужчины из Голливуда и женщины из Кремниевой долины. Автор идеи Quibi – 69-летний Джеффри Катценберг. За полвека работы в шоу-бизнесе он проделал путь от вольного агента до председателя совета директоров Disney и создателя студии анимации Dreamworks. Последнюю у Катценберга и его коллег в 2016 году купила за 3,8 миллиарда долларов компания NBCUniversal. Именно тогда и началась подготовка к запуску Quibi. Катценберг знаменит не только своим феноменальным чутьем на проекты (среди его продюсерских успехов – «Король Лев», «Русалочка», «Красавица и чудовище», «Шрек» и «Как приручить дракона»), но и своей железной волей. Топ-менеджеры его компаний должны быть готовы к летучкам по воскресеньям. Каждый день 69-летний продюсер встает в пять утра и два часа занимается на тренажерах. А последние месяцы он и вовсе просыпался в полчетвертого, чтобы отсмотреть перед тренировкой весь созданный для Quibi контент. Карикатурный голливудский продюсер из фильма «Здесь курят», который никогда не спит, – отсылка в том числе и к Катценбергу.

Спустя год после продажи Dreamworks перемены произошли и в жизни Мег Уитмен – давней подруги Катценберга. Предпринимательница, однажды вошедшая в десятку самых влиятельных женщин мира по версии Forbes, в 2017 году сложила с себя полномочия генерального директора Hewlett-Packard. Друзья-пенсионеры договорились об ужине, и в тот же вечер Катценберг предложил Уитмен стать главой Quibi.

Нужно понимать, что Уитмен – такая же величина в Кремниевой долине, как Катценберг – на Голливудских холмах. С 1998 по 2008 год она руководила eBay. Сейчас входит в советы директоров HP, Dropbox и Procter & Gamble. Последняя компания, кстати, наравне с Pepsi стала одним из рекламодателей, которые уже заплатили Quibi за «право первой ночи». Интересно, что Катценберг – один из самых влиятельных сторонников Демократической партии. А Уитмен в 2010 году баллотировалась в губернаторы Калифорнии от республиканцев. Это еще один пример того, как женщина из IT и мужчина из шоу-бизнеса дополняют друг друга. Когда-нибудь про их союз наверняка снимут документальный сериал. Вопрос лишь в том, что это будет – героическая история успеха или комическая хроника неудачи.

Как запустился Quibi

Будущее сериалов: как платформа Quibi пытается изменить мир

Фото: Denise Truscello/Getty Images

Слабовато. По данным TechCrunch, в App Store в первый день Quibi скачали всего 300 тысяч раз, а уже на третий день приложение упало с четвертой на 21-ю строчку в рейтинге самых популярных программ, не добравшись и до миллиона загрузок. Для сравнения: стриминг Disney+ в первый день собрал 10 миллионов подписчиков. А общее количество скачиваний TikTok в этом году приблизилось, по оценкам Sensor Tower, к 2 миллиардам.

Библиотека платформы состоит из коротких, но профессионально сделанных (в отличие от пользовательского контента с YouTube и TikTok) историй, которые можно смотреть где угодно и когда угодно. Сервис платный – ежемесячная подписка обойдется либо в пять долларов (с рекламой), либо в восемь (без рекламы). Но эпидемия коронавируса уже скорректировала финансовые и маркетинговые планы стартапа: период пробной бесплатной подписки сменили на 90 дней вместо привычных 30. Видимо, именно столько продлится карантин, по мнению американских аналитиков.


Есть три причины, почему Quibi пока что не везет, и три, почему все еще может измениться. Самая большая проблема сервиса – время запуска: запертые дома люди больше не потребляют контент на бегу, отдавая предпочтение либо полноценным стримингам для домашних кинотеатров, либо общению в соцсетях – потому что живой коммуникации стало меньше. Мег Уитмен признает этот вызов, но настаивает, что, когда быт в карантине устаканится, в жизни пользователей все равно появятся те самые in-betweens (паузы между делами), которые и собирался заполнить Quibi. К примеру, короткометражные шоу с платформы можно смотреть во время готовки или гуляя с собакой. Катценберг и Уитмен не стали переносить запуск Quibi не только из-за рекламы (и на сервисе, и самого сервиса, который, к слову, промоутировали прямо во время Супербоула – самого дорогого слота на американском ТВ), но и ради того, чтобы изучить поведение потребителей: 90-дневная пробная подписка в США и Канаде – своеобразный континентальный бета-тест для платформы.

Но первая обратная связь от пользователей получилась достаточно жесткой. В статье на TechCrunch сервис называют «асоциальным». Мобильные устройства созданы для коммуникации, но в Quibi нет никаких возможностей для общения. Из-за авторских прав нельзя делать скриншоты и создавать мемы – в то время как тот же TikTok набрал аудиторию как раз благодаря экспорту своих видео (с водяными знаками) на другие платформы. На Quibi нет возможности советовать шоу друзьям, оставлять комментарии и узнавать, что смотрят другие. Этих опций (за исключением «Самого популярного в вашей стране») нет и на Netflix, но Quibi прежде всего конкурирует не с онлайн-кинотеатрами, а с YouTube и TikTok. Поэтому сервису необходимы специальные инструменты. Хуже всего, по словам автора статьи на TechCrunch, то, что сервис уверен, будто бы профессиональный контент телеканалов и кинокомпаний по умолчанию интереснее того, что снимают пользователи-энтузиасты. Однако и от этого высокомерия можно избавиться, если начать перетягивать на платформу таланты из того же TikTok, предлагая блогерам-самородкам настоящий продакшен и эксклюзивные гонорары.

И наконец, третий недостаток Quibi прямо сейчас заключается в том, что у него пока нет флагманских проектов – таких, как «Мандалорец» на Disney+ или «Утреннее шоу» на Apple TV+ (да, от стримингов в последнее время одни плюсы). Настоящие суперзвезды, включая Гильермо дель Торо и вездесущую Риз Уизерспун, дебютируют со своим контентом гораздо позже. До конца года на Quibi появится еще 125 шоу.

На что надеется Quibi

Видео: YouTube/Quibi

Во-первых, на шоураннеров, которые сделают платформу привлекательной и престижной. Например, Стивен Спилберг готовит для Quibi хоррор-сериал «После темноты», который можно будет смотреть лишь тогда, когда в регионе пользователя произойдет закат солнца. В будущем шоу платформы научатся реагировать и на погодные условия – например, советовать зрителю что-нибудь страшное, когда гремит гром. Но пока что единственной технологической находкой сервиса остается система Turnstyle. Ее суть в том, что любое шоу – даже фильмы – оптимизировано и для горизонтального, и для вертикального просмотра.

Во-вторых, Катценберг и Уитмен верят, что формат quick bites станет таким же обязательным инструментом общения традиционных медиа со своими зрителями, как посты в социальных сетях или короткие видео в Instagram. Свои ежедневные шоу для Quibi уже готовят такие СМИ, как Polygon и The Verge. Со временем это может превратить проект из стриминга в экосистему.

В-третьих, Джеффри Катценберг вложил в Quibi весь свой социальный капитал и придумал оригинальную модель отношений с производителями контента, благодаря чему его стартап поддержал буквально весь Голливуд. В отличие от стримингов, принадлежащих конкретным медиагигантам, Quibi – нейтральная площадка, на которой будет конкурировать контент Disney и Sony, NBC (у которого есть свой стриминг Peacock) и Time Warner (у которого будет HBO Max). Но еще интереснее то, что Quibi, в отличие от Netflix, не требует от производителей эксклюзивных прав на контент. К примеру, авторы «фильмов, разбитых на главы» смогут спустя два года перемонтировать свои истории в полноценное кино и перепродать права на телеканалы и другие стриминги. А через семь лет им и вовсе не придется делиться с Quibi ничем – права целиком вернутся к создателям.

В-четвертых, у Quibi особый сердечный ритм: шоу на этой площадке выходят не раз в неделю, как на ТВ, но и не целиком и сразу, как на Netflix. День премьер – рабочий понедельник вместо привычной пятницы у Netflix или выходных у премиальных каналов. А новые серии появляются каждый день. Это значит, что у пользователей будут сутки, чтобы обсудить очередной клиффхэнгер друг с другом, построить фанатские теории и создать шум в соцсетях. Вопрос лишь в том, выйдут ли на Quibi шоу, достойные этого шума.

И в-пятых, у Катценберга и Уитмен есть мягкая финансовая подушка, на которой можно пересидеть карантин, проделав работу над ошибками неважного старта.

3 лучших сериала Quibi прямо сейчас

Кроме реалити-шоу, в которых модель Крисси Тиган изображает судью, а Дженнифер Лопес сводит суперзвезд с простыми людьми, которые им когда-то помогли, на Quibi уже есть три действительно интересных фильма. Все они разбиты на эпизоды по три – десять минут каждый.

Будущее сериалов: как платформа Quibi пытается изменить мир

Кадр из фильма «Самая опасная игра». Фото: Quibi

Среди них есть абсолютно жанровый – экшен-триллер «Самая опасная игра» с Лиамом Хемсвортом и Кристофом Вальцем. Злодей в исполнении Вальца – организатор городских сафари на живых людей, в которых участвуют богатые охотники и бедняки, согласившиеся быть их дичью. Герой Хемсворта – молодой и крепкий мужчина, узнавший о том, что смертельно болен. Его бизнес на грани банкротства (возможно, это подстроил как раз персонаж Вальца), а беременную жену (замечательная актриса Сара Гадон, уже игравшая будущую мать во «Враге» Дени Вильнева) вот-вот выселят из квартиры. Поэтому профессиональный бегун соглашается участвовать в игре – хоть и знает, что завершится она лишь с его смертью. Каждый час, который он продержится, принесет его семье деньги. «Самая опасная игра» не первая экранизация старого рассказа (в оригинале речь и вовсе шла о русских аристократах, убивающих американцев), но одна из интереснейших, потому что в сериале чувствуется стиль параноидальных триллеров полувековой давности. Таких, например, как «Марафонец» с Дастином Хоффманом.

Будущее сериалов: как платформа Quibi пытается изменить мир

Кадр из фильма «Выжить». Фото: Quibi

А в фильме-сериале «Выжить» рассказывается история девушки и парня, уцелевших во время авиакатастрофы перед Рождеством. Они прокладывают путь домой через американские горы, но интрига здесь не в том, смогут ли они спастись, а в том, хочет ли этого сама героиня. Потому что за пять минут до крушения самолета она пыталась покончить с собой в туалете. Пока что вышло лишь несколько эпизодов «Выжить», поэтому сложно понять, о чем эта история на самом деле. Если о выживании симпатичных сверстников, то лучше смотреть «Между нами горы» с Кейт Уинслет и Идрисом Эльбой. Но если у авторов получится настоящее исследование психологических травм 20-летних, то «Выжить» может стать популярным. И, судя по бесконечным флешбэкам из лечебницы, в которой героиня и ее симпатичные и с виду благополучные сверстники лечатся от страшных душевных болезней, цель сериала состоит именно в этом. Но пока ясно только то, что Софи Тернер (Санса Старк из «Игры престолов») в главной роли – настоящая актриса-магнит.

Будущее сериалов: как платформа Quibi пытается изменить мир

Кадр из сериала «Под уличными фонарями». Фото: Quibi

Однако главная удача Quibi прямо сейчас – сериал «Под уличными фонарями», снятый режиссерами «Очень странных дел». Он начинается почти как «Твин Пикс»: кто-то убивает школьную красавицу и ее любовника-учителя. Маленький американский городок погружается в траур. Школьники начинают собственное расследование. А жизнь продолжается – герои влюбляются, делают уроки, сбегают на вечеринки. Куин Латифа играет сыщицу из полиции, Тони Хейл (звезда сериала «Вице-президент») – учителя-идеалиста. А закадровым рассказчиком выступает повзрослевший герой, из-за чего история про 1995 год превращается в один сплошной поток ностальгии. Даже название сериала (When the Street Lights Go On), кажется, является отсылкой к первой странице «Вина из одуванчиков». Только у Брэдбери приключения начинались на рассвете первого дня школьных каникул, когда уличные фонари гасли. А здесь все происходит уже в темноте после первого дня нового школьного года, когда загораются уличные огни и сгущаются тайны.

Егор Москвитин

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости