Какие советские мультфильмы самые лучшие: выбор аниматоров

Хороший мультфильм не только проверенный способ заполучить несколько минут тишины, заняв детей на карантине. Это еще и отличная возможность отвлечься от рутины самому: анимация совершенно точно благотворно влияет на психику, а уж если собрать за просмотром всю семью – и вовсе способствует улучшению психологической обстановки в режиме самоизоляции, когда все сложнее оставаться на позитиве. Спросили настоящих профи – анимационных режиссеров – об их любимых мультах. Пересматривать любой можно бесконечно.

«Каникулы Бонифация» (1965) Федора Хитрука

Какие советские мультфильмы самые лучшие: выбор аниматоров

Фото: «Союзмультфильм»

Вера Мякишева
режиссер-постановщик мультфильмов «Кошечки-собачки», «Ми-ми-мишки», «Деревяшки» (студия «Паровоз»)
«У меня много любимых мультфильмов, и очень сложно выбрать из них один. Пожалуй, в этот раз остановлюсь на классике. Это «Каникулы Бонифация» 1965 года, работа моего любимого режиссера Федора Савельевича Хитрука. Я могу пересматривать этот мультфильм бесконечно. Он для меня и детский, и взрослый одновременно, а еще очень глубокий, философский. После просмотра всегда возникает ощущение светлой печали. В мультфильме безупречный темп, ритм и прекрасная музыка Моисея Вайнберга. Это просто учебник режиссуры. Очень интересно читать про процесс создания мультфильма в книжке Хитрука. В ней он рассказывает про посекундный график расчета длины эпизодов, расстановку акцентных мест, обозначение «линий настроения». По сюжету Бонифаций – образцовый цирковой лев, ни разу не бывавший на каникулах, и директор цирка отпускает его на отдых. Тот едет в Африку к любимой бабушке и мечтает отдыхать, купаться в озере, есть бананы и поймать золотую рыбку… Но вместо этого каждый день с утра до вечера он дает представления перед толпой малышей. Хочется поделиться прекрасной цитатой из интервью Сергея Капкова с Федором Хитруком: «Этот лев вкалывал в Африке 24 часа в день и вдруг в конце заявляет: «Какая замечательная вещь – каникулы!» Он считает, что хорошо отдохнул, понимаете? И в этом есть большая правда! Когда вы чувствуете, что приносите радость, вы не устаете».

«Веселый цыпленок» (1973) Цезаря Оршанского

Какие советские мультфильмы самые лучшие: выбор аниматоров

Фото: «Киевнаучфильм»

Андрей Бахурин
режиссер студии компьютерной анимации «Петербург»
«Это самый смешной мультфильм моего детства. Он был, кстати, снят в том же году, когда я родился. Помню, каждый раз, когда его показывали, я валялся по полу, не в силах перевести дух от смеха. Вот и сейчас, пересматривая его в 105-й раз, не могу удержаться – ржу в голос, хотя знаю все до каждого кадра и ляпа. Цыпленок вылупился из яйца и очутился во враждебном, полном опасностей мире. Но он этого не замечает: так заворожен окружающей красотой, в которую не перестает верить, даже когда его съедают. Невероятный заряд оптимизма способен победить любое зло. Наверное, таков посыл мультфильма. И мы, зрители, чувствуем этот эффект на себе. Подобно волку, мы готовы воскликнуть: «Какую-то инфекцию сейчас я проглотил». Этой инфекцией жизнелюбия и является мультфильм «Веселый цыпленок». Отдельно стоит отметить авангардную работу художника Галины Бабенко. Яркий дизайн чайникоподобных персонажей придает происходящему полное впечатление абсурдности и веселого безумия».

«Приключения капитана Врунгеля» (1976–1979) Давида Черкасского

Какие советские мультфильмы самые лучшие: выбор аниматоров

Фото: «Киевнаучфильм»

Владимир Николаев
продюсер, анимационный режиссер студии Wizart Animation
«Наверное, одним из самых ярких воспоминаний детства остается советский мультсериал «Приключения капитана Врунгеля» студии «Киевнаучфильм». Очень интересно смотреть, как авторы доработали персонажей из литературного источника и в анимации добавили и усилили именно основные их черты. Анимация дарит нам возможность неимоверного усиления образа персонажа и передачу его характера через внешний вид. Простое и стильное графическое исполнение позволило создать запоминающиеся образы и локаций, и персонажей. Наверное, это одна из самых правильных и ярких анимационных работ по переносу литературного источника на экран».

«Жил-был пес» (1982) Эдуарда Назарова

Какие советские мультфильмы самые лучшие: выбор аниматоров

Фото: «Союзмультфильм»

Наталья Березовая
режиссер студии «Агама Фильм»
«Один из самых моих любимых мультфильмов, о котором хотелось бы рассказать всем, создал мой учитель Эдуард Назаров. «Жил-был пес» полюбили сразу все от мала до велика. Тут и смешные сценки с погонями, орущими кошками и девушками, выпрыгивающими из окна от страха, и великолепная актерская игра наших великих мастеров кино, Армена Джигарханяна и Георгия Буркова, и диалоги на полуфразах, междометиях, но очень точные, смешные, и, конечно, украинский колорит. Рисунки Назарова – красивые картины природы, а песни, которые он специально нашел для своего фильма, стали любимыми и, можно сказать, культовыми для нескольких поколений зрителей. Кроме того, я бесконечно восхищаюсь стилем персонажей, фонов и анимации. Все сделано как будто очень просто: пятнами, анимация без лишних движений, без захлестов и второстепенных фаз, которые так ценятся в рисованной анимации. Тут все решено простыми действиями, но очень выразительным рисунком поз и мимики героев и блестящим ритмом. Всем, кто занимается анимацией, советую обратить внимание на монтаж. Мало кто так точно работает с движением в кадре и скоростью. Для себя я считаю это отдельной музыкой или даже танцем фильма. Ну и самое дорогое для меня – это слышать голос своего учителя в фильме. Эдуард Васильевич сам говорит за рассказчика и в одной сценке даже за пса».