Тайны Третьяковки: чего вы не знали о знаменитом московском музее

22 мая 1856 года – дата основания Третьяковской галереи, главного музея национального искусства в России. Рассказываем интересные факты о создателе Павле Третьякове и картинах, что побывали в его коллекции.

Первая попытка собрать коллекцию была неудачной

Тайны Третьяковки: чего вы не знали о знаменитом московском музее

Илья Репин. Портрет Павла Третьякова. 1901. Третьяковская галерея

Источником и основой крупнейшего в мире собрания русской живописи стала, как известно, частная коллекция московского купца Павла Третьякова. Он предпочитал картины современников, которые часто покупал у художников напрямую. К такому выбору его привела корыстная натура продавцов Сухаревского рынка. Побродить по нему он любил еще подростком, но в 1854 году решился на серьезную покупку – выбрал 20 полотен старых голландских мастеров. К сожалению, некоторые из них оказались подделкой. Ошибаться еще раз не хотелось, так что с того дня внимание Третьякова было сосредоточено на соотечественниках. Два первых произведения он приобрел в 1856 году – это было «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Все купленное он хранил в собственном особняке в Лаврушинском переулке. За 40 лет активного пополнения коллекции место в доме то и дело кончалось, арт-пространство не раз достраивали – даже любимым садом пришлось пожертвовать.


Лев Толстой не хотел в коллекцию

Тайны Третьяковки: чего вы не знали о знаменитом московском музее

Иван Крамской. Портрет Льва Николаевича Толстого. 1873. Третьяковская галерея

Уже через 11 лет поиска новых экземпляров в галерее Третьякова было больше тысячи картин. В его особняк со всех концов съезжались молодые художники – там они набирались опыта и находили вдохновение. Частым гостем был и передвижник Василий Перов, которому коллекционер заказал целую серию портретов тогдашних знаменитостей: Федора Достоевского, Владимира Даля, Александра Островского. Их лица сегодня помнит каждый школьник именно благодаря просьбе Третьякова – это те самые портреты в классе над доской. Но не все эти ученые умы так уж стремились в раму. Живописец Иван Крамской, который также поставлял Третьякову свежеотрисованных знаменитостей, промучился несколько лет со Львом Толстым. Переговоры начал в 1869 году сам Павел Михайлович, но Лев Николаевич был непреклонен – даже рекомендации его друга Фета не помогли. Получить согласие Крамскому удалось лично через четыре года в Ясной Поляне. Было одно важное условие: если портрет графу не понравится, то он будет уничтожен. Обошлось!


«Неизвестная» Крамского не сразу стала достоянием Третьяковки

Тайны Третьяковки: чего вы не знали о знаменитом московском музее

Иван Крамской. Неизвестная. 1883. Третьяковская галерея

Иногда упирался и сам Павел Третьяков, не зря же близкие называли его «неулыба». Несмотря на то что Иван Крамской говорил о нем как о человеке с дьявольским чутьем (трудно было заранее предугадать, чья картина будет в коллекции следующей), именно его главный шедевр коллекционер и не заметил. Портрет молодой женщины в коляске на фоне Аничкова дворца попал в коллекцию музея уже после смерти Третьякова. Сам же меценат считал эту работу художника излишне красивой.


Первая кража

Тайны Третьяковки: чего вы не знали о знаменитом московском музее

Архип Куинджи. Ай-Петри. Крым. 1890-е. Государственный Русский музей

Преступники наведались в галерею за год до передачи собрания в дар Москве. В 1891 году недосчитались четырех полотен (их названия в истории не сохранились), два из которых так и не нашли. Тогда Третьяков принял решение на два года закрыть музей. В современной истории тоже было свое громкое событие: в январе прошлого года из-под носа смотрителей ушло полотно Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» прямо средь бела дня. Вернуть сияющий пейзаж без повреждений удалось достаточно быстро; между прочим, его оценочная стоимость – миллиард долларов.


Казимир Малевич – самый дорогой художник Третьяковки

Тайны Третьяковки: чего вы не знали о знаменитом московском музее

Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915. Третьяковская галерея

Создатель супрематизма Казимир Малевич возглавляет рейтинг самых дорогих художников из собрания галереи. Два года назад одна из лучших его работ, «Супрематическая композиция», ушла на аукционе за рекордные для Малевича и других русских художников 85 миллионов долларов. И если это произведение вы уже увидеть не сможете, то в здании на Крымском Валу вас точно будет ждать тот самый «Черный квадрат». Между прочим, в фондах их целых два – «Черный квадрат» 1915 года и авторское повторение, которое было сделано спустя 14 лет для персональной выставки авангардиста. А в год 100-летия картины, пять лет назад, специалисты галереи наконец разглядели под оригинальным черным изображением сразу две цветных композиции и одну подпись. Если очень долго присматриваться, может быть, тоже что-то увидите. Но чего точно делать не стоит, так это представлять стоимость одной из главных картин XX века – может закружиться голова.