26 мая на сервисе аудиокниг Storytel вышел последний эпизод аудиосериала Бориса Акунина «Просто Маса». Главный герой нового произведения – Масахиро Сибата, помощник и друг знаменитого литературного сыщика Эраста Фандорина. Как шел процесс создания спин-оффа, узнали у автора и продюсера проекта.
О чем аудиосериал «Просто Маса» – это спин-офф, часть знаменитой вселенной. Первая книга из серии исторических детективов «Приключения Эраста Фандорина» вышла в 1998 году, последняя – через 20 лет. Теперь мы видим мир глазами верного фандоринского друга Масахиро Сибаты. После смерти Фандорина японец один возвращается домой, где не был почти полвека. Новое произведение состоит из пяти серий, каждая длится от двух до четырех часов. Послушать можно все разом по подписке, аудиосериал завершен. Озвучил текст народный артист России Александр Клюквин, несколько музыкальных композиций исполнила актриса театра и кино Анна Чиповская.
Я сначала отнесся к этой идее без особенного интереса. Потом стал думать: как это – взять и написать книгу не буквами, а звуками? В итоге для меня это стало экспериментом: я впервые писал роман изначально для чтения вслух. Здесь звук имеет функцию несущей конструкции. Это совершенно другие правила, потому что есть слова, которые красиво выглядят на бумаге и которые невозможно прочитать, и есть текст, который сразу пишется для того, чтобы прочитываться. Весь этот текст я сразу прочитывал вслух.
Как усердный зритель сериалов, я очень ценю порционность. В аудиосериале в этом смысле принцип тот же, что и в сериале. Мне нравится, что автор здесь сам решает, когда прерваться, а не читатель. Я контрол-фрик, и поэтому мне симпатична идея управляемого чтения. У нас было в работе пять частей, мы это делали, что называется, с колес, что-то на ходу довинчивали, что-то меняли, глядя на то, как шли первые серии, – вот почему это сериал. В своем аудиопроизведении в ключевой сцене я ввел элемент, когда главная информация не считывается с бумаги или с экрана, а ее нужно услышать. Тот, кто услышал и разгадал эту загадку, поймет, что произойдет дальше. И вот интересно, сколько читателей на слух смогли определить это.
Задача, которая решалась во время всего творческого процесса, – усилить возможности слова, расширить через звуковые приемы полотно авторского текста. Текст Бориса Акунина – это музыка, тонко и изящно настроенный музыкальный инструмент, я могу бесконечно сыпать эпитетами. В сочетании с атмосферными музыкальными приемами мы перешли в объемное фантастическое пространство, сотканное из ощущений, запахов и звуков, впечатлений. В этом основная особенность работы над произведением «Просто Маса».
Григорий Шалвович задумывал это не просто как аудиопроект, а как аудиопроект-путешествие, который бы сопровождался специально подобранным звуковым рядом, музыкой. Идея была через звуковые решения расширять границы пространства и создавать мозаику, которая бы уводила слушателя дальше. Музыка, которую он выбирал для аудиосериала, – это ключи для расширения текста. Мы безумно рады были поработать с Анной Чиповской. Она удивительно точно голосом подобрала ключ к образу главной героини, исполнив несколько ярких музыкальных композиций. В середине работы над аудиосериалом мы даже привлекли фольклорный музыкальный ансамбль «Казачий круг», который славится своим раскатистым мужским многоголосием. В произведении нет хедлайнера, каждая часть имеет свою музыкальную изюминку.
26 мая, 2020