За два с небольшим месяца режима самоизоляции в интернете появилось множество онлайн-спектаклей – не трансляций, а именно постановок, сделанных в Сети и для Сети. Некоторые из них заслуживают внимания. Театральный критик Алла Шендерова выбрала пять – на свой вкус.
Фото: Tochkadostupa.spb.ru
Киберспектакль «Брак» Семена Александровского снят по новой пьесе, написанной драматургом Асей Волошиной. Героев-супругов – историка-медиевиста Мишу и психолога Нору – играют питерские артисты Иван Николаев и Алена Старостина. На дворе 2035 год. И Zoom для этой их беседы Миша раздобыл специально – так-то все эти мобильные приложения давно стали историей. Как и Tinder, в котором они познакомились, и секс, и его последствия: внутривидовая ненависть, войны и эпидемии, пот, грязь, неловкость первых прикосновений и случайные зачатия – все это позади. Потрясенное пандемией коронавируса человечество смогло воплотить призыв Ницше: «Человек есть то, что нужно преодолеть», и теперь оргазм – это сигнал удовольствия, который посылают прямо миндалины мозга. Сексом занимаются только принудительно стерилизованные особи из «нижних деревень», а Нора с Мишей обитают в «верхнем мире».
Перекличка с Пелевиным неслучайна. Здесь вообще много перекличек. Самая важная – с «Кукольным домом» Генрика Ибсена. Собственно, это ведь все та же Нора – беспечная, веселая бунтарка, которая оказывается куда сильнее умного, трусливого, но бесконечно уверенного в своем превосходстве над женщиной мужа. У пьесы Волошиной тоже есть шанс стать новым манифестом феминизма. Впрочем, сегодня все так запутанно, что у новой Норы наверняка появятся негодующие оппоненты – сторонники разумного общества и тотального контроля за личными отношениями. Киберспектакль покажут 10, 13 и 14 июня.
Билеты от 500 рублей, купить можно здесь.
Фото: YouTube/«Мастерская Брусникина»
«Небо» по пьесе Максима Курочкина поставила Эмилия Кивелевич в пространстве компьютерной игры The Sims 4. Когда-то этот и другие тексты Курочкина стали основой культового спектакля «Мастерской Брусникина» и театра «Практика». Сейчас в рамках проекта «Тоска по спектаклю» Кивелевич вместе с художницей Леной Микулинской перенесла его в 3D. Компьютерные двойники брусникинцев Марины Васильевой, Гладстона Махиба, Алисы Кретовой и Алексея Любимова изображают две пары: одна – Ангел и Ангелица, а вторая – Гениальный Герой Вселенной и его жена Надя, «женщина без малейших талантов». Ключевое слово всех диалогов – «Сворачивайся!». Написанный несколько лет назад текст сегодня актуален до нервного смеха. На экране вместо компьютерных кукол иногда мелькают фото актеров – и это дает зрителю перевести дух. Одна из сцен происходит у входа в театр «Практика»: хоть это и киберграфика, но узнать можно. Ровно в этот момент понимаешь, что действительно истосковался по театру вообще и по «Практике» в частности. В конце десятиминутной серии ждет бонус – отличный трек в исполнении Кристины Якимушкиной. Автор музыки – Нияз Карим. Обещают еще несколько серий, смотреть здесь.
Бесплатно
Фото: Longdistance.ru
У меня зазвонил телефон. Пусть не со шнуром, как у Чуковского, но все же. В трубке – девушка Лена, с которой, как она утверждала, у нас было неслучившееся свидание. Детали передавать не буду. У Лены оказалась такая легкая манера общения, что не ответить на ее эмоции было невозможно. Как рассказывает режиссер «На расстоянии» Елена Ненашева (со мной говорила не она, а вымышленный персонаж), у каждого участника-слушателя есть выбор: кто ему позвонит и какие будут предлагаемые обстоятельства. Мой кастинг был недолог, почти наугад, и мне повезло. То ли актриса Анна Хлесткина очень талантлива, то ли весь проект #нарасстоянииголоса удачен – после получасовой беседы ощущаешь себя как после удачного сеанса с психологом.
Билеты: 900 рублей
Премьеру «Карлсон навсегда» сыграли на днях в прямом эфире Instagram-аккаунта Мобильного художественного театра. Драматург Максим Жегалин написал короткую историю встречи выросшего Малыша и… ну да, постаревшего, но еще в самом расцвете сил Карла Карлсона, который сейчас работает оператором в службе доставки. Анонс ничего хорошего не предвещал (если вы любите книжку Астрид Линдгрен, как люблю ее я, то поймете). Но спектакль, придуманный Михаилом Зыгарем и поставленный Леной Маховой, вышел нежным и изящным. Взрослого Малыша и бородатого Карлсона играют два очень хороших актера – Павел Ворожцов и Федор Лавров. В приложении театра вот-вот появится аудиоверсия, но лучше, конечно, посмотреть видеозапись в Instagram. Идет полчаса, эмоции вызывает сильные. Фраза «ты стал невнятным мужиком без пропеллера» вообще может превратиться в мем поколения.
Бесплатно
Фото: Wowwowwow.ru
Новая копродукция Мобильного художественного театра и агентства «Импресарио» так и называется – «Погружение. Театр в ванной». Это русская версия спектакля нью-йоркской компании This Is Not a Theatre. Когда там бушевал COVID-19, Эрин Мии и Дженни Лин Бадер придумали фактически то, о чем в начале XX века писал теоретик театра Николай Евреинов: представления для самих себя. Например, в ванной, пахнущей лавандовым маслом. При свечах, под красивую музыку, в сопровождении суфийской поэзии (Дженни стилизовала свои оригинальные стихи) и так далее. Их идеи подхватил Мобильный художественный театр, в начале пандемии быстро перестроившийся с прогулок по городу на прогулки внутрь себя, и Федор Елютин (агентство «Импресарио»). Чтобы реализовать «волю к театру», которая, по Евреинову, заложена в каждом, вам понадобятся: ванна, гель для душа, мочалка и телефон. Можно, конечно, и без ванны – просто поставьте около себя тазик с водой, разрешают организаторы. Но тогда ощущения от аудиоспектакля будут неполными. Смотреть можно в приложении театра и на сайте «Импресарио».
Бесплатно
10 июня, 2020