19 июня на сервисе Apple TV+ состоится премьера документального фильма «Папы» о радостях и вызовах отцовства в современном мире. А 21 июня в России отмечают День отца. Расспросили московских пап, каково это – растить ребенка одному, вести хозяйство, пока жена работает, быть воскресным папой и делить поровну родительские обязанности с супругой.
Семья и разделение обязанностей: У нас с женой Юлей двое детей: Маше семь, Валере четыре года. Я работаю главным механиком на автопредприятии. Юля пока домохозяйка, не смогла выйти на работу после трехлетия младшего – он часто болеет. В будни я занят с 09:00 до 18:00 (с понедельника по пятницу, раньше была шестидневка, семьи почти не видел), час дороги до дома, дальше я отдыхаю до 21:00, и затем мое время с детьми до 22:30. Пока я на работе, жена с детьми занимается домашними делами, творчеством, играет, гуляет. У дочери школа, кружки, у сына садик. Возвращаются домой около 20:00, ужинают, потом начинается моя смена, а Юля отдыхает. Мы играем, беседуем о прошедшем дне, звоним по Skype бабушке и дедушке на Украину, потом купаю детей и укладываю спать. Выходные в целом похожи: режим дня стараемся соблюдать, просто гуляю с детьми больше я. Главное – вот это разделение, договоренность, возможность побыть одному или одной, иметь свое личное время, чтобы расслабиться, выдохнуть.
Вместе: В выходные ходим гулять в парк – дети на великах, самокатах, беговелах. Зимой – на горку с ватрушкой и санками, на каток. После обеда жена с сыном остаются дома на дневной сон, а я с дочкой ухожу в гараж. Маша очень любит зависать со мной в гараже, даже научилась менять колеса на машине, предварительно помыв их «Керхером». Помогает мне: читает инструкции, написанные мелким шрифтом, прокладывает провода в труднодоступных местах. Сын же любит чинить что-то вместе со мной, используя отвертки, дрель, пилу и прочие инструменты. А вообще у нас в семье негласное разделение на пары: я с дочкой, жена с сыном. Мне проще общаться с Машей, я быстрее нахожу с ней общий язык, мы понимаем друг друга с полуслова, на мотоцикле с ней катаемся с ее девяти месяцев. Валера до сих пор его побаивается, да и вообще сын ближе к маме.
Фото из семейного архива
Фото из семейного архива
Конфликты: Если дети ссорятся, выясняю, что не так, если надо – развожу по разным комнатам. Наказываю детей, когда вижу несправедливость в отношении друг друга или других людей (дразнятся, провоцируют, не слушаются). Иногда могу поругать. Юля считает, что я бываю излишне строг. И вот тогда уже у нас с ней случаются скандалы (правда, мы стараемся отложить выяснение отношений до ночного чая на кухне). Разговариваем, миримся.
Что больше всего нравится: Я умею общаться и обращаться с детьми. Мне кажется, меня ничто не может напугать: я и кашу сварить могу, и накормить, и памперс поменять, и хвостики накрутить. Моему старшему сыну уже 27 лет – опыт! А с мелким, например, мы оставались, когда Юля уезжала к родственникам на несколько дней, чтобы завершить лактацию и отлучить сына от груди. И ничего, все получилось. Люблю ходить с детьми развлекаться: в кино, театр, на городские праздники. Но больше всего – засыпать с ними рядом, когда они уже сопят в своих кроватях! Потому что самое сложное в родительстве – это недосып.
Семья: Я с сыном примерно с его трехлетнего возраста живу вдвоем. С мамой он видится очень редко, но любит ее и скучает, хотя мне говорит обратное. Жить с ней он не хочет, чему я искренне рад. Сейчас у меня есть девушка, она приходит к нам два раза в неделю. Но, по сути, конечно, главный взрослый для Патрика – я, все делаю сам, она лишь немного помогает. Все на мне: и кормить, и купать, и уроки делать. Обычно режим в будни такой: сын учится, потом сидит дома, я работаю. Времени работа занимает разное: иногда на пару часов уезжаю, иногда на восемь-девять. Он уже достаточно взрослый, чтобы оставаться без меня: может сам себя занять, сосиски, бутерброды, макароны приготовить. Суп ему оставляю. Делает уроки, смотрит телик, висит в планшете, учится, играет на компьютере. У меня стоит программа, которая отслеживает, что он делал на компе. Ну и камера в квартире тоже установлена.
Вместе: Выходные мы чаще всего проводим на даче. Я люблю природу, он – купаться, вот мы и едем вместе на озеро, например. В дождь играем в приставку. Если остаемся в городе, то катаемся на великах или самокатах. Или на шашлыки, или в лес, или в парк. Иногда зову его с собой на работу. В спортзал беру, тренимся вместе – гантели, штанги. Заставляю, если честно, он не очень любит. А еще он блогер, ведет канал на YouTube, делаем с ним видеообзоры игрушек. Хорошо, когда мальчик растет с отцом. Меня растила и воспитывала мама, и помню я жалел, что в 15 лет даже лавку не мог сколотить нормально. А Патрик уже умеет и дрова нарубить, и шуруп отверткой закрутить. Иногда прошу его вымыть посуду: тариф – по рублю за чистый предмет, пылесос – 50 рублей. Он убирается кое-как, а вот посуду моет отлично.
Фото из семейного архива
Фото из семейного архива
О чем просит: Перевести что-то, подсказать, посмотреть. Но у меня не всегда есть возможность, а у него есть комп, который ему на Новый год подарил Дед Мороз. Ну и «Алиса» многое знает. Если уж «Алиса» не может помочь, тогда приходится мне.
Про наказания: Ругаемся, бывает. Система воспитания – и кнут, и пряник. Когда-то приходится выдавать бонусы типа «Макдака» или пиццы, когда-то наказать. Самое страшное – это лишение интернета, планшета и телефона. Домашку сын делает сам, я не проверяю, но есть договоренность: получил двойку – сиди два дня без гаджетов.
Про ошибки: Я не идеальный папа: делаю так, как и насколько могу. Я мужчина и не могу дать сыну женскую ласку, да это и невозможно заменить маму в этом. Мужское тепло оно друго, его сложно объяснить. Наверно, я бы хотел уделять ему больше внимания, но все упирается в то, что в сутках 24 часа. Бывает, что я ругаю Патрика, а потом понимаю, что зря. И еще очень жалею, что наш конфликт с его мамой, и суд, и вот это все отразилось на нем. И ссоры он видел, и ругань. При конфликтах, даже если очень сложно, надо думать о детях. Эмоции улягутся, время пройдет, а последствия детского стресса потом очень непросто сглаживать.
Семья: Наша семья состоит из пяти человек: я, еще молодой 39-летний мачо, жена (у нее всегда сложный переходный возраст, она большой начальник и часто выступает в роли недовольного генералиссимуса, причем на всех фронтах: и дома, и на работе), старшие дети (уже взрослые, 20 и 18 лет) и зам по командованию, подрастает тоже – нашему общему ребенку семь с половиной лет. Еще с нами живет бабушка.
Распорядок дня: Все строго расписано, но все равно времени вечно не хватает. Как у всех школьников: ранний подъем, умывание, завтрак, дорога в школу плюс параллельно выгул собаки. Дальше учеба, после школы два раза в неделю летим с сыном в бассейн, в остальные дни идем гулять или занимаемся его здоровьем, ходим по врачам. Потом дома обед, час отдыха и уроки, дополнительное чтение, «Учи.ру». Если остается время, то играем в настолки. Или Сергей носится по квартире, разрушая все на своем пути, очень увлекательно, знаете ли. Под настроение троллит кого-то из родственников, как правило, это его старшая сестра – ее довести до бешенства мелкому не составляет особого труда. Сейчас, правда, учеба закончилась: свободный режим, дача, гулянки целыми днями на воздухе.
Фото из семейного архива
Фото из семейного архива
Традиции: В выходные ходим гулять на детские площадки, благо они сейчас хорошо оборудованы, или в парк на Яузу – сын там любит лазить по деревьям и кустам, представляя, что это его база. Когда встречается с друзьями, все кусты в парках поделены – разворачивается поле боя. В хорошую погоду мы можем на рыбалку поехать – в прошлом году были в Пирогове, удочки быстро оборвали все, зато малины наелись до отвала. До сих пор спрашивает: «Пап, когда на рыбалку снова поедем? А то так малины хочется!» А тут Сергей по каналу Discovery увидел реалити-шоу о том, как люди без каких-либо средств и инструментов должны выжить в дикой природе 21 день, «Голые и напуганные» называется. Теперь хочет так же. Ну что ж, будем тренироваться – пойдем в поход в лес.
Семья: Мы не живем вместе с женой, но нам удалось остаться хорошими друзьями и сохранить теплые отношения. Распорядок довольно стандартный для такой ситуации: я папа выходного дня – либо забираю мелкого на выходные, либо приезжаю к ним, и мы вместе проводим время. Я шеф-повар и работаю в Москве, а мои живут в Жуковском, видеться чаще сложно: мой рабочий день заканчивается поздно, регулярно в 11–12 ночи. Жена фотограф, ее график свободнее. Все, что касается ежедневных нужд и образования сына, – на ней. По большей части ребенком занимается она, и поэтому она герой, конечно.
Традиции: В выходные, если мы с сыном в Москве, обязательно с утра едем куда-то завтракать: к нам в Buro Tsum или куда-нибудь на Патрики. Гуляем с ним по старым дворикам, хочется, чтобы он чувствовал разницу между модными новостройками, в которых живет, и центром, где все про атмосферу и историю. Часто гуляем в парках, ездим в лес, где можно найти улиток или ящерицу, запустить в реке лодку. Люблю с ним шопиться – вещи себе он выбирает сам. И готовим, конечно! Я рассказываю о продуктах, о том, как и что нужно делать, объясняю базовые правила. Ему нравится.
О чем сын просит: Одеть, надеть, раздеть, да постоянно что-то. Обычно он говорит так: «Па-а-а-ап! Ты мне сейчас очень-очень нужен». После этих слов я уже шелковый и сделаю все, о чем просят. Из последнего ему срочно понадобился мой телефон и штатив для него: решил записывать свой блог. Когда человеку четыре года, а он идет стримить, это невероятно смешно. Но вообще появление ребенка в моей жизни ознаменовало новый этап – легальное дуракаваляние. Взрослому странно по лужам прыгать, а с сыном можно. Я иногда сам его подговариваю на что-нибудь, потому что мне хочется подурить.
Самое сильное впечатление: Роды. Я присутствовал на родах, они были сложными, были проблемы. Ребенок долгое время провел в родовых путях, жена потеряла много крови. Ни один мужик не сможет ничего подобного перенести, серьезно.
Про конфликты: Первый год после разъезда было тяжело: мы с женой долго не могли начать нормально общаться. Но в итоге сосредоточились на том, что реально важно: это наш сын. Если любишь своего ребенка, то хотя бы ради него нужно оставаться человеком, даже если с партнером что-то пошло не так, и больно, и тяжело. Ребенок должен получить максимум безоговорочной любви. Мы с Сашей всегда ведем диалог, порой очень напряженный, но диалог, в итоге приходим к общему знаменателю. Важно уметь выйти за рамки своих стереотипов, чтобы кого-то понять и услышать.
19 июня, 2020