В Москве есть много винтажных маркетов и шоурумов с платьями 1960-х и шляпками 1940-х годов. Всякий ли шмот из бабушкиного гардероба может оказаться модным, с чем его сочетать и как понять, что перед вами действительно хорошая вещь? Разбираемся вместе с экспертами.
Мне кажется, незачем ставить твердые временные рамки: знаковое платье Roberto Cavalli 2000-х – это такой же винтаж, как и безымянное платье 1950-х. Все это настолько разнообразно, что неправильно давать жесткие определения. Я живу модой, она без винтажа не существует. Это далеко не новый феномен, просто до совсем недавнего времени он был незнаком нашей стране. Например, в одном из моих любимых фильмов A Star Is Born 1976 года Барбра Стрейзанд встречает у себя в доме Криса Кристофферсона в современных джинсах и топе от пижамы 1930-х годов. Для меня собственный стиль – это и есть мода.
Начинать знакомство с винтажем я советую с селективных магазинов: заходите и не стесняйтесь обращаться к продавцу. Мы занимаемся этим по большой любви к красивым вещам и истории, всегда будем рады помочь, ввести в курс дела, предложить то, что вам подойдет. Лучше всего идти в проверенные магазины с хорошей репутацией и не пытаться найти вещи, которые на 100 % соответствуют современным трендам. Прежде чем охотиться на блошках, нужно набить глаз, знать моду, этикетки, материалы, крой и прочие производственные моменты, которые соответствуют эпохе.
У каждого винтажника свой подход к поиску предметов гардероба: любая коллекция формируется на основе собственного вкуса. Я, возможно, существую немного в стороне от большого движения, но ориентации на тренды и бренды у меня нет. Я дорожу вещами, которые вечные, а они часто бывают безымянными. Мои самые любимые – это платья и костюмы 1920–1940-х годов и из 1970-х. Кто-то считает, что им место в музее, но там они комплиментов не получают. Полупрозрачный шелк, усыпанный бисером, или платья косого кроя – что может быть красивее? Ко мне попадает и кутюр дизайнеров, имена которых остались в истории, но массовому покупателю неизвестны: Henri Bendel, Dorothy O’Hara, Geoffrey Beene. Они с помощью ткани творили что-то невероятное с женской фигурой.
В России мои любимые магазины – Strogo Vintage, Mix and Match и, конечно, мой More Is More. За границей абсолютные фавориты – Desert Vintage, The Corner Store, Spanish Moss, Gossamer.
Для меня особенное удовольствие – найти потрясающую дорогую вещь, желательно в хорошем состоянии (хотя с винтажем нужно быть готовым и вложиться в восстановление вещи, если она редкая и очень вам приглянулась). Мои жемчужины, которые я восстанавливала, – это платье 1930-х Henri Bendel, прозрачное платье 1920-х, усыпанное узором из бисера, дневное платье 1930-х в мелкий цветочек, шелковые китайские брюки с вышивкой тоже примерно 1930-х годов, совершенно дурацкий свитер из 1990-х с банками томатного супа Campbell’s, платье А-силуэта со страусиными перьями из 1960-х. Все эти вещи без имени, но они совершенно уникальны и абсолютно неубиваемы. Такого качества и кроя уже давно не делают (за исключением крошечных брендов), и я мечтаю передать их своим дочерям.
Традиционно винтаж – это предметы, которые старше 20 лет. Но на самом деле возрастная граница уже стирается. Например, сейчас вошли в моду сумки Fendi и Dior начала 2000-х. Фактически они еще не доросли до понятия винтажных, но тем не менее все мировые магазины их называют таковыми. В винтажной одежде и аксессуарах, скорее, важна их актуальность в сегодняшнем дне и одновременно четкое отражение своей эпохи. При этом вещи могут быть и брендовые, и no name. Даже платья 1950-х годов, сделанные в каком-нибудь маленьком безымянном ателье, могут быть невероятно роскошными.
Конечно, крутые винтажные экземпляры можно найти и в секонд-хенде, особенно если он во Франции или Италии. Здесь все зависит от самого формата магазина и вашего везения. Но в принципе секонд-хенд сам по себе – это не винтаж, потому что там полно вчера купленных вещей, отданных сегодня на перепродажу.
Моя история началась с маминых юбок и пальто 1970-х и 1980-х, найденных на антресолях. Уже тогда я поняла, что хочу заниматься именно этим. А первые винтажные магазины в большом количестве я увидела в Париже. Именно там я и купила первые вещи для своего будущего магазина.
Никто не может гарантировать подлинность всех вещей, которые продаются в винтажном магазине. Здесь можно надеяться только на профессионализм человека, который проверял, выкупал и утверждает, что брендовая вещь является оригинальной. Для своего магазина я проверяю все лично. Помогает опыт, насмотренность. Я знаю, как должны выглядеть детали, маркировки, этикетки и прочие мелочи. Что касается других магазинов, то я никогда не могу быть уверена в том, что продают они. Я всегда ориентируюсь на свои знания, тем более сейчас, когда под рукой есть интернет: можно загуглить и посмотреть, как должен выглядеть тот или иной лейбл, этикетка. Если есть хоть малейшие сомнения, лучше не покупать. И всегда стоит идти за покупками в те места, чьей репутации вы доверяете.
Одни из моих любимых предметов в коллекции – жакет Chanel 1993 года и рюкзак Gucci Bamboo 1970-х. Сейчас вся современная мода построена на вдохновении прошлым, поэтому идеи комплектов для собственного гардероба всегда можно подсмотреть – и придумать свой вариант. Самое главное – не одеваться в винтаж с ног до головы и избегать чистых ретрообразов.
В Москве стоит обязательно зайти в наш шоурум Vintage Heritage, чтобы посмотреть нашу коллекцию жакетов Escada, Ralph Lauren и Armani 1980–1990-х, а также выбрать что-то из бижутерии: массивное колье или классические клипсы Chanel. В Москве также регулярно проходят винтажные маркеты, где одновременно представлено множество магазинов, а также можно познакомиться с частными коллекционерами или маленькими проектами из Instagram. Для новичков это идеальное место, чтобы собрать базовую информацию – обязательно подмечайте интересные марки, которые вам встретятся, и после почитайте о них побольше. Но лучше всего на винтажный шопинг, конечно, поехать в Париж. Здесь можно вбить в поисковик «vintage shop» и дальше постараться обойти все предложенные адреса. Сразу, скорее всего, не получится, но представление точно сложится! Точно так же и в других французских городах: мне особенно понравились Лилль и Лион (тут гораздо больше интерьерного антиквариата), а также интересные магазины можно найти в Ницце. В Мадриде есть целая улица, усыпанная магазинами с ретровещами на любой вкус. А в выходные стоит обязательно сходить на блошиный рынок. Надеюсь, что поездки в Европу скоро снова станут возможны.
Я одевалась в вещи разных эпох с очень ранних лет. Мы с мамой еще в мои школьные годы ходили в секонд-хенды, искали там какие-то сокровища среди кучи барахла. Таким образом мы выкручивались в тяжелые времена. Ведь идея винтажной одежды как раз в этом: ты можешь за небольшие деньги выглядеть модно, выразить себя, найти что-то необычное. Спустя много лет, когда я уже поработала в разных местах, я решила начать все сначала и найти новую профессию – занятие, которое было бы действительно мне по душе. И тут я вспомнила то свое увлечение стилем и ретроодеждой и решила рискнуть, основать собственный проект.
Если вы никогда не имели дело с винтажной одеждой, то первым делом лучше загляните в селективный магазин с хорошей репутацией, а не на блошку, где можно потеряться в ассортименте. В магазине главная ошибка – посмотреть по верхам и уйти. Это так не работает. Нужно помнить, что каждая вещь уникальна, она в одном размере в одном экземпляре – это не быстрый шопинг. Нужно запастись временем и спокойно, с интересом рассмотреть как можно больше вещей. Если тяжело разобраться самим, попросите помощи у продавца. Еще классный вариант – пошопиться онлайн. Начинайте с тех вещей, которые не требуют примерки: обратите внимания на сумочки и украшения.
Винтаж можно сочетать и с одеждой из масс-маркета, и с брендами. Если вы покупаете какую-то стилеобразующую вещь, например блузу с необычным воротом и рюшами, то этот предмет в вашем образе будет отлично сочетаться с классическими однотонными брюками, джинсами, бермудами. Это стандартный баланс между чем-то броским и спокойным, минималистичным. Я на самом деле давно не покупаю масс-маркет, а сочетаю винтаж с винтажем. Многие заблуждаются, когда думают, что он не бывает базовым, не бывает кэжуал. Но ведь классический однотонный костюм Armani в мужском стиле мало чем отличается по стилю от вариантов современных дизайнеров.
Убедиться, что перед вами настоящий винтаж, сложно, да и что это вообще такое? Если говорить про аутентичность брендовой вещи, то лучше идти за покупками в проверенные места. Можно самостоятельно искать в интернете информацию про оригинальность, но это довольно сложно. Если вы приходите в селективный магазин, то я советую обращать внимание на качество: смотрите изнанку, проверяйте швы, замечайте дефекты. Пусть вам про эту вещь расскажут побольше, объяснят, откуда она.
В винтажной моде есть свои всплески, свои тренды. Я занимаюсь ею с 2015 года, и все это время замечаю какие-то интересные тенденции. Существуют такие константы, которые многие хотят купить уже на протяжении нескольких лет: это классические тренчи Burberry или просто правильные песочные тренчи других марок. Популярны брючные костюмы, охотятся за брендовыми очками, где на фурнитуре виден логотип. Еще у меня сейчас есть ощущение, что всем хочется ярких цветов. Мы, байеры, это чувствуем, и наше собственное внутреннее ощущение часто немножко предвосхищает спрос. Неоновый, зеленый, оранжевый – все это в тренде.
У меня в гардеробе есть несколько сокровищ, которыми я горжусь. Первая звезда моего шкафа – красное плиссированное платье. Оно no name, это, скорее, 1980-е или начало 1990-х. Очень яркая вещь, которая сразу вызывает восторг, обращает на себя внимание. Вторая гордость – белое платье из марлевки, которое я ношу летом. Там очень много ткани, распашоночка от груди идет. Оно похоже на детское, очень легкое. Оба платья – долгожители, я их купила давно и буду хранить до последнего. Это значит, кстати, что вещь выбрана правильно, она по-настоящему твоя. Еще у меня есть очень классный костюм Dior, я его купила у коллекционерши. Он с кожаными вставками в клетку, очень хорошо сел по фигуре.
В Москве винтаж зачастую даже дешевле, чем в Европе или Америке. Так что советую поддержать проекты москвичей: в городе есть классные магазины на любой кошелек и вкус. А в путешествиях ищите селективные магазины, заходите на маркеты выходного дня в старых городах. Мне кажется, за винтажем будущее. На мой взгляд, с 1990-х годов оригинальная мода ушла. Дизайнеры крупных домов все перерабатывают и переосмысливают, но не создают ничего нового. И винтаж – это первоисточник.
08 июля, 2020