Актриса Маша Шалаева в эфире «Ночной смены» рассказала, почему ее отчислили со второго курса ВГИКа и почему она хочет сыграть министра культуры СССР.
Мое самое яркое воспоминание о «Кинотавре» связано с фильмом «Русалка». Мы должны были лететь на премьеру вместе с Женей Цыгановым, мои билеты были у него. Я приезжаю в аэропорт, Жени нет, его телефон не отвечает. Знакомые, которые тоже собирались на «Кинотавр», помогли мне сесть в самолет без билета. Прилетаю в Сочи, вдруг звонок от нашего друга: «Марусь, ты где? Там Женя тебя в аэропорту ждет».
Какое-то время я называла все свои призы просто железом и хранила их под диваном. Но недавно я расставила их, чтобы сказать самой себе: «Маша, это твои достижения». Важно понимать, что в какой-то момент ты сделал что-то хорошее.
Меня отчислили после второго курса ВГИКа. Официальная формулировка – «за неспособность учиться в высшем учебном заведении». Дисциплина мне не давалась: я постоянно нарушала правила, которые составляют систему актерского образования. Актеры должны существовать в одной мастерской, а я вечно ходила к разным режиссерам, снималась в отрывках. Так было веселее.
Раньше меня бесило, что мне дают роли подростков. У меня уже родился сын, а это продолжалось и продолжалось. Вообще я, как и многие актеры, люблю роли на вырост. Например, я хочу сыграть Екатерину Фурцеву (советский государственный и партийный деятель. – Прим. ред.). У меня есть знакомый – бездомный Геннадий, который спит под моим балконом. Как-то раз он на меня посмотрел и сказал: «Да ты же Фурцева!» Так случилось, что в одном проекте как раз была роль Фурцевой, только уже в пожилом возрасте. Мне сделали грим, я попробовала, но сыграть не дали, к сожалению.
Самое счастливое в моей работе – это творческий процесс. Уж точно не премьера. Премьера – это мешанина из амбиций, комплексов и страха зависеть от чужого мнения. Вокруг тебя мелькает огромное количество людей, которые забирают твою энергию. Премьера похожа на дополнительный день рождения, после которого ты бухал всю ночь.
Я сняла короткий метр про развод. Меня всегда волновала эта простая штука в человеческих отношениях: люди влюбляются, и их все устраивает, а потом все начинает бесить и раздражать. И ты уже не любишь. Все превращается в рутину, в скандал, а потом в развод.
У нас мало женского кино. Мы очень патриархальная страна. На одном из «Кинотавров» было много женщин, но, думаю, это благодаря Роднянскому* (президент фестиваля Александр Роднянский*. – Прим. ред.), он такое приветствует. Вообще фестиваль сам по себе очень открытый.
Лучшие женские роли – у Ренаты Литвиновой. Ее образы всегда роскошны. В голову сразу приходит «Последняя сказка Риты». Кстати, скоро у Ренаты выйдет фильм «Северный ветер», где играет замечательная Манана Тотибадзе, молодая актриса, которая снималась у меня в короткометражке.
Лучшие женщины-режиссеры в России сегодня – это Меркулова, Мещанинова, Меликян и Сайфуллаева. У Наташи Меркуловой я люблю «Человека, который удивил всех». А у Ани Меликян мне нравится «Русалка».
В последний уик-энд я посмотрела «Довод» Кристофера Нолана. Он в своем репертуаре! Прекрасный фильм. Кроме того, там играет мой друг Юра Колокольников. Я считаю, что это грандиозная победа: теперь он вошел в историю. Еще я рекомендую посмотреть иранский фильм «Зла не существует». И «Ширли» – кино про писательницу, которой вдохновлялся Стивен Кинг. Это фильм о том, что сейчас происходит со мной.
*признан иноагентом Минюстом РФ
13 сентября, 2020