В прокат вышел фильм «Китобой» с Кристиной Асмус в одной из главных ролей. Также на больших экранах – драма «Падение», режиссерский дебют Вигго Мортенсена, трижды номинанта на «Оскар» за лучшую мужскую роль. Зачем их смотреть, подробно рассказывает кинокритик Егор Москвитин.
Фото: «СППР»
Название нужно писать на английском языке, и тогда оно укажет не только на суровый морской промысел главного героя, но и на его нежный возраст. Парень с Чукотки влюбляется в девушку из интернета. Она – вебкам-модель в американском эротическом шоу. Он – простой невинный подросток из России. Между ними один-единственный Берингов пролив длиной 96 километров, поэтому герой решается и отправляется ради своей любви в настоящую одиссею.
«Китобой» – призер не только Венецианского кинофестиваля, но и недавнего «Кинотавра», где Филиппа Юрьева назвали режиссером № 1, а дебютанта Владимира Онохова наградили как лучшего актера. А фильм и правда достоин любых премий: в нем есть удивительное сочетание документального и художественного, реальности и мифа. Подвиг античный, но герой современный. Сюжет универсальный, но ландшафт экзотический, чукотский. Так что за «Китобоем» и за его авторами будущее. А всем, кто не хочет оставаться в прошлом, обязательно стоит сходить на этот фильм.
Фото: «Парадиз»
Звезде «Властелина колец» и «Зеленой книги» Вигго Мортенсену тесно в профессии актера. Режиссерский дебют был вопросом времени, но вот со временем Мортенсену как раз не повезло. Его первый фильм под названием «Падение» в январе этого года показали на кинофестивале «Сандэнс» в Америке и встретили очень тепло. А после этого включили в основную программу Каннского кинофестиваля – но тут его и отменили, и теперь тончайший дебют рискует пройти мимо зрителя. И это будет обидно, потому что «Падение» – потрясающая история. В первую очередь для тех, у кого когда-то были проблемы с отцом.
Сюжетных линий здесь две. Первая разворачивается в 1960-е годы и описывает детство простого американского пацана, который растет вместе с деспотичным отцом, который, в свою очередь, бьет мать, ходит по дому в ботинках, изменяет жене и водит пацана на утиную охоту. Вторая сюжетная линия разворачивается в наши дни, где уже выросший герой, который живет со своим партнером и приемной дочерью, пытается ухаживать за слабоумным стариком. А тот продолжает по инерции ненавидеть родного сына. Как и любой другой режиссерский дебют, над которым очень долго и тщательно работали, эта картина грешит некоторыми недостатками. В ней есть вымученная красота, символизм а-ля Тарковский и прочие архитектурные излишества. Но, с другой стороны, тонкое чувство юмора, человеческая наблюдательность и психологическая точность Вигго Мортенсена искупают все эти недостатки.
10 октября, 2020