Креативный продюсер «Ночной смены» Григорий Туманов рассуждает о том, насколько гармонично в обществе сосуществуют идеи о гендерном равенстве и естественный выбор тех, кто хочет жить так, как им удобно.
Недавно у меня состоялся такой разговор с сотрудницей проекта «Мужчина, вы куда?», сооснователем которого я являюсь и который посвящен жизни мужчины в современном мире. Мы обсуждали финансовые отношения внутри пары, и коллега будто даже виновато призналась, что, мол, его деньги – это наши, а мои – это мои. Хотя в целом ничего дикого, просто такие договоренности. Точно так же еще несколько девушек признавались, что, безусловно, ценят общественные процессы, позволяющие нам больше не объяснять гендерной принадлежностью ни одно из человеческих качеств, но «иногда хочется, чтобы мужчина просто пришел и все решил».
Это логично, что маятник качается из стороны в сторону: раньше кто-то просто пытался не поднимать тему равных прав и обязанностей в компаниях, которые морально не готовы к тому, что мы не мужчины и женщины, а личности, теперь вот наоборот.
И тут я поймал себя на том, что для этого нового выбора мы не изобрели полноценного языка, пока нет объяснения лучше, чем «это другое». Когда девушка говорит, что ей было бы приятно видеть мужчину, который все решит, она теперь добавляет необходимый контекст. Согласно ему, она самостоятельна, не примеряет на себя образ «женщины в беде», но такое поведение ей кажется признаком надежности и заботы. Слишком много воздуха потрачено, кажется. Ну или я себя ловлю на похожем. Приведу банальный и полагающийся в таких дискуссиях пример о раздельном счете – меня, если что, не напрягает, когда счет шерят, я даже сам спрашиваю, как было бы комфортнее собеседнице (окей, я не слишком релевантный пример, поскольку по свиданиям не хожу лет семь, но все же). Однако мне, безусловно, бывает очень приятно закрыть стол. Но пару раз ловил себя на том, что после приходится объяснять: «Нет, это я не потому, что мужик должен, а потому, что в семье привили, что угощать людей очень приятно, а папа-армянин вообще был склонен к широким жестам в этом плане».
Я понимаю, что колонка в городском издании – слишком узкий полигон для такой дискуссии, но все эти примеры здесь лишь для того, чтобы отметить странный парадокс. Мы как общество вроде бы избавляемся от прежних стереотипов, становясь свободнее, но приобретаем новые фигуры умолчания и поводы стесняться. Раньше в приличной компании ты стеснялся и оправдывался за то, что вы с партнером ведете раздельный бюджет, так как это комфортнее (и вас все считали экзотикой), теперь ты оправдываешься за какой-то иной выбор. Мне кажется, нам всем стоит что-то делать с нашим стеснением и в целом испытывать его реже. «Нам/мне так комфортно», кажется, уже достаточно, если это не вступает в клинч с комфортом и взглядами ближайшего человека, но, черт побери, как же долго приходится привыкать к таким простым вещам.
30 октября, 2020