В эфире «Ночной смены» поговорили с драматургом Евгением Казачковым о будущем российского театра, новостной повестке в пьесах и спектакле Lorem Ipsum.
Количество людей в театрах значительно уменьшилось. С одной стороны, москвичи боятся выходить из дома, с другой – сказались ограничения Роспотребнадзора. Нас, конечно, смяло. Но хоронить театры пока рано. Мы в «Практике» регулярно сдаем анализы, и если у кого-то положительный результат, то этот сотрудник не выходит на работу.
Хорошие пьесы получаются только в том случае, если автор пишет о чем-то своем, личном, еще лучше – о себе, а в идеале – о себе в своем контексте. Есть столько важных тем, которые волнуют лично меня, но они все не в новостной повестке. А если вдруг и появится интересный новостной повод, я, пожалуй, скажу: «Классно было бы написать об этом пьесу, но не мне».
Нам кажется, что если мы возьмем и адаптируем некий новостной повод под спектакль, то зрители это оценят и поймут. Но на самом деле все не так. То, что написано с холодным расчетом, очень плохо заходит аудитории. Большинство авторов, которые присылают нам свои работы, – молодые. Их волнует любовь, взросление, попытка найти свое место в обществе, противостояние системе, возможность использовать современные коммуникации как новый язык для общения, экзистенциальный кризис. Например, белорусских писателей отличает один общий признак. Они описывают жизнь, застывшую в янтаре. Но я уверен, что в этом году такая тенденция будет сломлена. Просто год такой, понимаете?
Всегда мечтал взять интервью у Михаила Горбачева, чтобы поставить на базе этой беседы документальный спектакль. Но в Театре наций уже идет такая постановка. И скоро выходит фильм Виталия Манского, который я тоже очень жду.
Главный герой пьесы должен состояться как личность и, главное, провести анализ своей жизни, как-то отрефлексировать ее. В этом смысле создавать пьесы про людей, которые находятся в развитии, нецелесообразно.
Это спектакль нового формата. Существуют некие генераторы текстов, которые очень похожи на настоящие, но на самом деле их пишет не человек, а искусственный интеллект. У каждого такого текста есть направление: это может быть искусство, спорт, политика, медицина. Так вот талантливый драматург Екатерина Августеняк не поленилась и собрала эти тексты. И наши актеры и режиссеры, находясь на сцене перед зрителями, пытаются наполнить их смыслами и какими-то идеями. Иногда нам это удается.
Я считаю, что культура и искусство слишком огосударствлены. У нас стойкая привычка выживать и рассчитывать «на свои», а главное, чему нас научили, – это собирать деньги и развивать культуру, меценатство, а также лоббировать все еще не принятый закон о меценатстве, который бы снял нагрузку с министерства культуры. Это позволило бы людям по всей нашей стране развивать культуру, находить для этого больше возможностей и чувствовать больше самостоятельности.
Смотрите «Ночную смену» каждый будний день в 00.10 на канале Москва-24.
14 ноября, 2020