«У нас же до мозга костей патриархальная страна»:  Екатерина Шпица о феминизме и кино

«У нас же до мозга костей патриархальная страна»: Екатерина Шпица о феминизме и кино

В эфире «Ночной смены» поговорили с актрисой Екатериной Шпицей о том, как богатые люди покупают роли любовницам, зачем женщины так обожествляют мужчин и почему не стоит переживать из-за фатальных ошибок.

О первой работе и реакции на агрессора

Мне кажется, что я очень хорошо устроилась. Я пермячка, у меня нет высшего образования, полученного в ведущем актерском вузе, не было никогда влиятельных друзей в сфере кино или любовных отношений с маститыми режиссерами или продюсерами. Я все время двигалась интуитивно. В мае на школьном выпускном ко мне подошел ведущий и спросил, не хочу ли я поработать танцовщицей в клубе. В октябре мне исполнилось 18, и я позвонила. Я работала в одном очень известном ресторане на Тверской, где танцевала гоу-гоу. Было только два неприятных случая: один раз я уже выходила из клуба и собиралась садиться в такси, когда ко мне выбежал иностранец, который подумал, что я по совместительству проститутка. Я ему объяснила, что нет, сэр, вы перепутали, и уехала. В другой раз я была на выездном мероприятии, и откуда ни возьмись сзади ко мне подлетел пьяный человек, которому, видимо, так хотелось сублимировать свою неизрасходованную сексуальную энергию, что он не придумал ничего лучше, чем пнуть девушку ростом 160 сантиметров. Мне было очень жаль и себя, и этого человека. Это очень унизительно. Когда бьет мужчина (других случаев у меня не было), внутри невольно просыпается какой-то архистрах. Комок в горле, холод в груди, слезы в глазах автоматически.

О женском кино и патриархате

Конечно, в русском кино дефицит женских персонажей. Женщины менее интересны, у них усеченные роли. Их всегда было меньше, причем не только у нас, но и у зарубежных коллег. Но сейчас в силу очень сильного феминистского движения западная киноиндустрия нас обошла: женщины набирают обороты в искусстве. У нас же до мозга костей патриархальная страна. Женщины загнали себя (особенно в последние годы) в постоянное стремление угодить чьим-то чужим воззрениям на красоту. Эти искусственные каноны, навязываемые девушкам! Взять даже соцсети – это просто фабрика зла. С одной стороны, есть лагерь женщин, отстаивающих свое человеческое достоинство, а с другой – потворствующих чьим-то порокам, отвечающих мужским амбициям.

Об обожествлении мужчин

У меня есть своя теория по этому поводу. Думаю, что после Великой Отечественной, когда столько отцов семейств погибло, а другие вернулись инвалидами, женщины стали относиться к мужчинам как к хрустальным вазам. Все же поняли, что такое жизнь без мужчины. От этого такое сверхоберегание появилось в нашем менталитете. А потом стала постепенно нарастать снисходительность к мужским порокам. Стали носиться с мужчинами как с чем-то невероятно ценным. Это происходило незаметно, но это был грандиозный путь от чествования героев к оправданию худших. А потом шарахнули 1990-е, когда женщины стали держаться даже за бандитов, патриархат стал снова набирать обороты. У Виктора Пелевина об этом очень здорово говорится в «Непобедимом солнце» – очень грамотная феминистская книга, по духу уважения к женщине можно сравнить только с книгами Айн Рэнд. Давно не видела такой мощной женской героини, интеллектуальной, образованной, со стержнем.

О ролях, которые не хочется играть

Я перфекционистка и понимаю, что многое могу. А спрос чаще всего на те вещи, которые ты можешь сделать левой ногой. Когда у меня просыпается маленький призрак непризнанного гения, я сразу говорю себе: «Катя, спокойно, нельзя! Как только наденешь корону, как только начнешь обижаться, что из-за внешности вечного щенка они не видят лабрадора, тогда все и закончится». Я с этим борюсь в себе. Я не гонюсь за блокбастерами, мне главное, чтобы актерски было интересно. Очень много ролей отметаю сразу, потому что понимаю: здесь девочка, тут распахнутые глазки. Очень жду сценариев, которые бы сыграли на парадоксальности внешности. На вид девочка может быть нежной и незащищенной, но при этом внутри иметь стальной стержень.

О справедливости

Я слышала, что есть актрисы, за которых платят: они просто приходят на пробы и получают роли благодаря своим благодетелям. Они не бездарны, но, когда возникает ситуация выбора, при прочих равных всегда победит та, за которую принесут деньги. В такие моменты думаешь, что все несправедливо, и хочется сменить профессию, но у каждого есть период кризиса. Я себе отвожу какое-то время на эти звездострадания и потом возвращаюсь к обычному ритму жизни. Жаль, что у нас больше нет плеяды звезд в ее самом высоком и благородном смысле. В кино есть ощущение какой-то однодневности.

О фильме «Крымский мост»

Человеческая жизнь так интересно устроена:, нам иногда кажется, что мы совершили фатальную ошибку, а если разобраться – можно понять, что это неочевидно привнесло в нашу жизнь что-то очень важное.

О любви

В профессии все гораздо проще, чем в любви. Может быть, поэтому мы все так много работаем и так мало любим? Я очень долго была одна и не состояла ни в каких серьезных отношениях, пока не встретила своего будущего мужа (если пандемия нам позволит наконец-то пожениться). Это была дорога единоличной ответственности за все. Перечислять не буду, не такая уж сложная у меня жизнь, в отличие от моей мамы, когда та осталась одна со мной и моей сестрой и собирала пустые бутылки, чтобы купить макароны и сахар.

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

16 ноября, 2020

Новости