В Москве продолжается Биеннале молодого искусства. Она стартовала в начале сентября и должна была завершиться 6 декабря, но когда музеи закрыли из-за пандемии – полностью ушло в онлайн-формат. В «Ночной смене» мы поговорили с комиссаром биеннале Алексеем Новоселовым о том, как современное искусство переживает вторую волну пандемии и почему вам стоит начать разбираться в диджитал-арте.
Основной задачей, которую мы перед собой ставили, было сохранить международный статус. Открыть подобный проект в условиях, когда нет возможности прямой коммуникации с художниками и кураторами, привезти их в Москву и общаться на площадке, – это, конечно, совершенно неожиданный опыт. С художниками – участниками биеннале мы в итоге общались только через интернет. А работы, которые представили на выставке, создавали по инструкции.
Ретроспектива «Обратный отсчет» Игоря Макаревича и Елены Елагиной – важных художников московской сцены и московского концептуализма – проработала всего два дня. А мы готовили ее два года. Поэтому мы приняли решение продлить выставку до 21 марта. Надеемся, после 15 января музеи откроют и ситуация с пандемией в целом будет улучшаться.
Выставку «Зазеркалье Павла Леонова», которая работала до ноября, тоже продлим после 15 января. То, что должно было открыться в декабре, мы не отменили, все будет доступно. Единственное, что невозможно продлить, – Биеннале молодого искусства.
Каждый год интерес к современному искусству в столице и вообще в стране увеличивается. Музей имеет достаточно экспертизы, чтобы решать, какие проекты будут реализованы. Здесь нет строгой системы. Это живое взаимодействие экспертов и самой институции как таковой, включающейся в процессы. Мы следим, что происходит, ведь музеи не существуют в вакууме. Они всегда в пространстве культуры в глобальном смысле.
Он является одной из частей более глобального понятия «медиаарт», который также включает видео-арт и отдельно развивающиеся цифровые направления. Диджитал-арт и медиаарт – те новые направления, которые связаны с работой с новыми медиа. Рекомендую посмотреть проект «Я не знаю, Земля кружится или нет…». Это один из наиболее ярких примеров в сфере молодого искусства России.
Крупнейшие музеи мира за последние несколько лет внесли в свои коллекции цифровое искусство. Например, музей MoMA закупил в свою коллекцию компьютерные игры.
Россия отстает от западных коллег, хотя они более открыты к цифровому искусству. У нас же пока пойти на выставку или ярмарку и купить видео-арт – тот еще подвиг. Но в целом интерес покупателей и коллекционеров к этому виду искусства возрастает.
Такой формат необходим музеям, которые сейчас закрыты. Им нужно поддерживать связь со своим зрителем. Музеи давно используют онлайн-форматы в работе, просто сейчас эта потребность возросла. Просмотры онлайн уже конкурируют с посещаемостью площадок. Хочется сбалансировать ситуацию: находить новую аудиторию в интернете, но при этом сохранять самую важную возможность общения и похода зрителей в пространство музея, в коммуникацию с лектором, экскурсоводом и другими сотрудниками.
Есть ряд образовательных инициатив. Например, школа Родченко, которая формирует определенные тенденции и направления в сфере медиаарта. Большинство молодых художников прошли обучение именно там.
23 ноября, 2020