17 декабря в кинотеатрах выйдет фильм с «Квартетом И» и Ириной Горбачевой «Обратная связь» – о друзьях, которые собрались отметить Новый год в загородном доме. Мы сильно надеемся на этот фильм, а пока рассказываем, почему приличных новогодних комедий в России почти не выходит – и что стало этому виной.
Мало что описывает современную Россию настолько точно, как феномен популярности добрых новогодних комедий, стабильно выходящих на экраны в ежегодном формате (этот декабрь исключением не стал). Взывающие к самым светлым скрепным качествам обычного русского человека картины со средним бюджетом, а также Иваном Ургантом, Александром Петровым, Сергеем Буруновым или их менее известными субститутами в главных ролях стали таким же атрибутом эпохи, как и вечная стабильность. Каждый декабрь на киноэкранах появляется хотя бы один представитель жанра, с радостью готовый унести миллионы граждан в иллюзорный мир позитива и хорошего настроения, подальше от вездесущих бытовых проблем и вновь подорожавшей за год продуктовой корзины.
Все это, без сомнения, прекрасно – вот только действительно нестыдных новогодних комедийных фильмов (которые можно было бы посоветовать, например, начитанным друзьям) в России почти не существует. Единственное исключение – «Страна ОЗ» Василия Сигарева, которая не стеснялась острых тем и мата. Но это, скорее, трагикомедия со слезами на глазах, конечно, собравшая минимальную кассу.
Расцвет жанра начался в декабре 2007-го – с выходом фильма «Ирония судьбы. Продолжение». Полуремейк, полусиквел самого любимого россиянами советского фильма стал самой кассовой на тот момент российской картиной. На Михаила Ефремова в роли Деда Мороза и Сергея Безрукова в шарфе цветов «Билайна» в кинотеатры пришли посмотреть более 8 миллионов зрителей. К содержанию сразу же возникли вопросы (например, почему фильм – одна большая реклама майонеза?), но задел был положен – успех новой «Иронии...» породил целую плеяду новогодних российских комедий. Маркетологи поняли: люди хотят чего-то хорошего, доброго и обязательно знакомого – майонезный фильм-оливье. Тот же Бекмамбетов вскоре запустил «Елки» – незамысловатую новогоднюю комедию о том, что даже если все плохо, то под Новый год обязательно будет хорошо. И опять хит – за которым последовало шесть (!) продолжений.
И вот, наконец, еще одна вершина – две части картины «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел», продолжения комедийного теледетектива. Сборы (особенно учитывая небольшой бюджет) оказались фантастическими. Третья часть уже анонсирована – и вряд ли она окажется последней.
Все это – вехи созданного ремейком «Иронии судьбы» особого, доброго жанра, который и не думает умирать, хотя являлся Франкенштейном изначально. Понятно, что все это фильмы, рассчитанные на массовую, в большинстве своем региональную (никакого снобизма) аудиторию. Но и для хоть сколько-то взыскательного зрителя не появляется ничего – он вынужден год от года мусолить «Реальную любовь» или любимый с детства «Один дома». Происходит это потому, что продюсерам легче сделать (а кинотеатрам и стриминговым сервисам – выпустить) не штучный продукт, а еще одну часть «Елок» или «Полицейского с Рублевки» и быть практически уверенными, что фильм будет прибыльным. Все остальное – риск.
Схема, по которой работают российские новогодние комедии, более-менее одинакова: все они построены на допущении, что Новый год – время, когда может произойти чудо. Поэтому в новогоднюю пору возможно все: достучаться до президента Медведева («Елки»), влюбить в себя Веру Брежневу («Елки 2»), найти безвозвратно пропавшего пса («Елки 3»), научить бабу Маню пользоваться интернетом («Елки 5»), спасти от закрытия родной ОВД путем ограбления банка («Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел»), а также прочие фантастические вещи.
Проблема не в российских сценаристах и режиссерах – закат праздничных комедий происходит во всем мире. Даже те редкие случаи, когда рождественские и новогодние голливудские фильмы смотреть в принципе можно («Рождество», «Рождество на двоих», «Новогодний корпоратив»), их легко можно пропустить. Это жанр, который кто-то должен переизобрести – существующие механизмы работать перестали. Возможно, что «доброе кино» себя уже изжило, а нам нужны небольшие камерные драмеди – в стиле «Джуно», «Леди Бёрд», «Поезда на Дарджилинг» и «На обочине». То, как историю про Новый год мог бы снять, например, Уэс Андерсон.
Впрочем, исключительно ругать существующее положение дел непродуктивно: критикуешь – предлагай свое. Какую современную новогоднюю комедию хотелось бы увидеть на экране? Ответ выводит нас все к той же «Иронии судьбы» 1975-го – лирической комедии про двух тихих интеллигентов, случайно (но не чудесным образом) нашедших свое счастье в одну холодную зимнюю ночь. Значительная часть аудитории хочет видеть умные, яркие, но не кричащие фильмы – построенные не на минутных ситуациях, а на персонажах, в которых легко можно узнать себя. И никаких воплей, унитазов и майонеза. Тогда, возможно, за закатом наступит ренессанс.
Фото: Columbia Pictures Corporation
Лучший рождественский фильм из тех, что не предназначен для просмотра детьми, – про уголовника-алкоголика, вырядившегося Сантой для ограбления универмага.
Фото: «Парадиз»
Злая и неполиткорректная комедия Василия Сигарева о том, что празднование Нового года в России – сила разрушительная.
Фото: Netflix
Новая рождественская классика Netflix – нарисованный от руки мультфильм о происхождении Санта-Клауса. Как из детства.
Текст: Алексей Багатов специально для The City
14 декабря, 2020