«История обычности»: чем интересен новый мультфильм «Душа»

«История обычности»: чем интересен новый мультфильм «Душа»

В российском кинопрокате 21 января стартует новый мультфильм студии Pixar «Душа» – история о джазовом пианисте, который оказывается в Великом До, где перед отправлением на Землю тренируются души будущих новорожденных. Мы побывали на спецпоказе мультфильма, организованном проектом «Каро.Арт» в киноцентре «Октябрь» и узнали от кинокритика Антона Долина*, почему «Душа», один из лучших сюжетов года.

Этот мультфильм – результат многолетних лабораторных опытов Pixar, в частности Пита Доктера, который сейчас возглавляет студию. Он же является режиссером мультфильма, а прежде сделал «Головоломку» и «Корпорацию монстров». Сегодня «Душа» – наиболее экспериментальная работа Pixar.

Видео: Disney Россия/YouTube

В «Душе» главная тема – тема смерти, но загробный мир показан по новаторскому сценарию. Он буквально изобретен и не основан ни на каких верованиях, концепциях. Настоящее искусство – то, в котором форму и содержание невозможно отделить друг от друга, и «Душа» – как раз такой случай. Невозможно было бы осуществить сценарий о загробном мире, если бы не был придуман этот мир.

Нью-Йорк в мультфильме показан крайне реалистично и с такой нарочитой чрезмерностью, когда мы даже видим улицы, двери. Но при этом сами персонажи – карикатурные и гротескные. Еще во время просмотра вы наверняка заметили: кажется, что будто души голубовато-зеленого цвета. На самом же деле в них переливаются все оттенки радуги. Это тоже нужно было суметь нарисовать.

«История обычности»: чем интересен новый мультфильм «Душа»

Фото: Pixar

Можно говорить и о том, что мультфильм – абсолютно новаторский. Не помню такого прежде в американском кино. Американская мечта – это история про Золушку, когда обычная девочка становится королевой. Но есть только одна девочка, одна королева, один принц и одна хрустальная туфелька. Любая большая американская история всегда про это. Мы видим, читаем, слышим истории исключительности, потому что нельзя быть банальным и обычным. Быть обычным – значит умереть. «Душа» нам рассказывает об этом же, пока в конце не приходит к парадоксальному выводу о том, что самореализация не так важна, как кажется. Самореализация – дело тьюторов на YouTube-семинарах.

«История обычности»: чем интересен новый мультфильм «Душа»

Фото: Pixar

Эта история обычности очень интересна. Она, с одной стороны, противостоит американской мечте, с другой – забавным образом продолжает классический американский сюжет. В Рождество в США принято смотреть фильм «Эта замечательная жизнь»: историю о человеке, жертвующем собой ради коллег, любимой женщины и отца. То есть не проживающем жизнь своей мечты. В какой-то момент он решает все закончить, и тогда появляется его ангел-хранитель и говорит: «Давай я покажу, как выглядел бы этот мир, если бы тебя не было». И меняет представление главного героя о себе самом и жизни в целом. «Душа» в этом смысле – тоже рождественское кино. Уверен, что режиссер отчасти вдохновлялся и этим фильмом.

2020-й был сложным, поэтому «Душа», как мультфильм о сверхценности простых вещей, идеально подходит сегодняшнему дню. И потрясающе, что основная мысль мультфильма передана через музыку. Ее принцип создания и исполнения становится у Pixar принципом жизни. Работа с джазом здесь даже более глубокая, чем в любимом мной «Ла-Ла Ленде». Что касается саундтрека, то он устроен необычно. С одной стороны, есть живой джаз и джаз, который исполняет главный герой Джо. С другой – есть музыка небес, написанная Трентом Резнором и Аттикусом Россом. Они работали с Дэвидом Линчем, писали музыку для всех последних фильмов Дэвида Финчера, получили «Оскар» за саундтрек к «Социальной сети».

«История обычности»: чем интересен новый мультфильм «Душа»

Фото: Pixar

В «Душе» есть и жуткие моменты, которые гладят зрителя против шерсти, становятся для него достаточно жесткими уроками. Они не оформлены в виде поучений, но тем не менее это сообщение о том, что в жизни может что-то не случиться, она может быть вдруг закончена. Это мультфильм о смысле жизни и о возможности смерти.

Каждый ребенок травматично переживает эту тему, осмысление смерти – важная часть детства. По этой причине «Душа», на мой взгляд, играет серьезную роль в подобном вопросе, она может помочь поговорить о смерти на 100 %. Мне кажется, штамп – думать, что дети наслаждаются каждым моментом, это вовсе не так. Дети не знают, что их ждет впереди, они еще не нарисовали себе будущее, для них это тоже непросто. Мы часто занижаем представления о детях, думая, что они что-то не поймут. Единственное, что им будет неясно в этом фильме, – цитаты из Оруэлла.

Еще один штамп, который укоренен в американском, да и европейском сознании, – счетоводы, которые отсылают нас к нацистам, немецкому педантичному подсчету, когда ни одна душа не имеет права ускользнуть. Все записано в документах. Это как раз то, что объясняет поведение главного героя Терри.

Также «Душа» интересна еще и тем, что в ней нет эмоциональной педали: нет момента, когда кто-то нажимает «на кнопку», и мы всех жалеем. Возможно, поэтому не все поймут этот мультфильм. Уметь найти небанальную форму, чтобы затронуть общечеловеческие проблемы, непросто.

«История обычности»: чем интересен новый мультфильм «Душа»

Фото: Pixar


*признан иноагентом Минюстом РФ

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости