Искусство для всех и больницы для бедных: что оставили Москве богатые купцы

Собрания картин, музеи, больницы и богадельни: что завещали Москве известные до революции меценаты и благотворители.

Павел Третьяков

Что завещал: содержание Третьяковской галереи, квартиры для вдов и сирот, стипендии для учащихся

Искусство для всех и больницы для бедных: что оставили Москве богатые купцы

И. Е. Репин, Портрет П.М. Третьякова

Павел Михайлович Третьяков известен прежде всего как коллекционер. Вместе с братом Сергеем за более чем четверть века он собрал картины для крупнейшей частной картинной галереи России, получившей их имя – Третьяковской. Меценат, сделавший состояние на бумагопрядильных фабриках, уже в завещании, составленном в 38 лет, говорил о желании «положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». В 1874 году он построил для собрания искусств отдельное здание, примыкающее к его особняку. В 1881 году галерея в Лаврушинском переулке была открыта для всех, а через год промышленник передал коллекцию искусства и здания, где она размещалась, городу. Это подтверждалось и в завещании, вскрытом после смерти Третьякова, по которому он оставлял деньги на содержание и пополнение картинной галереи: в городскую думу он вносил более 200 тысяч рублей – сумма по тем временам колоссальная – «для употребления процентов на ремонт галереи». Кроме того, он завещал галерее домашние иконы и картины.

В завещании Третьякова обнаружилась ошибка, чуть было не ставшая роковой: один из заверивших его свидетелей оказался заинтересованным лицом, что делало документ недействительным, большая часть наследства в таком случае переходила единственному сыну Третьякова – недееспособному и душевнобольному Михаилу, а галерея оставалась без обеспечения. Но после обращения к императору завещание все же было признано и «утверждено к исполнению».

Искусство для всех и больницы для бедных: что оставили Москве богатые купцы

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Фото: Wikipedia

Кроме того, Московская городская дума по завещанию получила более 830 тысяч рублей, 150 из которых предназначалось на «устройство и содержание бесплатных квартир для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников». Бесплатным было не только жилье, но также медицинская помощь и питание. Также Третьяков оставил Московскому купеческому обществу 30 тысяч рублей на стипендии в Мещанских училищах. Завещанные средства пошли и на строительство богадельни, которая была открыта в 1907 году.

Гаврила Солодовников

Что завещал: построить школы, приюты, жилье для бедняков

Искусство для всех и больницы для бедных: что оставили Москве богатые купцы

Портрет Г. Г. Солодовникова

Едва ли не самый щедрый благотворитель в истории России, Гаврила Солодовников, известный бережливостью на грани со скаредностью (рассказывали, что он буквально до дыр занашивал свои костюмы, а в трактирах заказывал вчерашнюю гречку, стоившую гроши), первые пожертвования сделал еще при жизни: внес 200 тысяч рублей на строительство Московской консерватории, построил концертный зал на Большой Дмитровке (нынешний Театр оперетты), помог открыть Клинику кожных и венерических болезней. Но по размеру эти пожертвования не могли сравниться с тем, о чем говорилось в его последней воле: из почти 21 миллиона рублей купец 20 миллионов завещал на благотворительность – наследникам же досталось порядка 500 тысяч.

Часть средств пошла на создание земских женских училищ и профессиональных школ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях и в Серпуховском уезде под Москвой. Часть – на содержание приюта для сирот и строительство квартир для бедняков: на деньги Солодовникова в 1909 году в Москве открылись дом для одиноких «Свободный гражданин» и дом для семейных «Красный ромб».

Искусство для всех и больницы для бедных: что оставили Москве богатые купцы

Московская консерватория до перестройки 1895-1901 годов / фото: pastvu.com

Кузьма Солдатенков

Что завещал: коллекцию искусства, построить больницу для бедных

Искусство для всех и больницы для бедных: что оставили Москве богатые купцы

Портрет К. Т. Солдатенкова

Владелец бумажных и ткацких мануфактур, пивоваренного завода и банка, Солдатенков начал коллекционировать русское искусство раньше Третьякова. Он ежегодно на протяжении десятков лет делал пожертвования Румянцевскому музею – первому публичному в России. По завещанию Солдатенкова его коллекция искусства, в которую входили более 250 картин, скульптура, а также его библиотека на восемь с лишним тысяч книг, отошла все тому же Румянцевскому музею (сейчас работы находятся в Третьяковской галерее и Русском музее). На завещанные им деньги было построено ремесленное училище, но в первую очередь Москва обязана Солдатенкову строительством больницы для «бедных без различия званий, сословий и религий». В больницу, открытую уже после его смерти в 1908 году, а затем переименованную большевиками в Боткинскую, купец вложил почти два миллиона рублей.


Петр Щукин

Что завещал: Музей старины

Искусство для всех и больницы для бедных: что оставили Москве богатые купцы

А. О. Карелин. Портрет П. И. Щукина

Промышленник Петр Щукин, брат мецената, коллекционера модернистской живописи Сергея Щукина, сделал состояние на торговле тканями. Неудивительно, что начинал он с коллекционирования ковров, однако позже основным предметом его интереса стали предметы древности, к концу жизни купца сформировавшие значительное собрание. Специально для него Щукин выстроил здание на Малой Грузинской, где в 1893 году открылся музей древностей, в котором разместилась коллекция гравюр, предметов русской старины, а также произведений персидского и японского искусства. Уже в это время Щукин задумался о передаче собрания государству, но если сначала он предполагал подарить часть работ, позже решил не делить коллекцию на части – и в 1905 году пожертвовал городу собрание вместе со зданием, где оно находилось. Примечательно, что даже после оформления дарственной, Щукин оставался попечителем своего музея, продолжая содержать его и пополнять коллекции.

Воля мецената была закреплена и в завещании 1912 года, однако исполнена она была не полностью: вопреки документу, его коллекцию перевезли в здание Исторического музея на Красной площади, а особняк на Малой Грузинской использовали для других целей.

Искусство для всех и больницы для бедных: что оставили Москве богатые купцы

Музей российских древностей П. И. Щукина. Фото: oldmos.ru

Варвара Морозова

Что завещала: построить жилье для рабочих, школы и приюты, платить ученым за исследования болезней

Искусство для всех и больницы для бедных: что оставили Москве богатые купцы

Дункерс. Портрет В. А. Морозовой

Представительница династии промышленников и меценатов Морозовых (ее мужем был купец Абрам Абрамович, сыновья Иван и Михаил собирали коллекцию импрессионистов, которую сейчас можно увидеть в Пушкинском музее) Варвара Алексеевна сама происходила из богатой семьи – была дочерью предпринимателя Алексея Хлудова. Морозова делала пожертвования на работу Московского университета, за что была удостоена благодарности императора, открыла вечерние и воскресные курсы для рабочих и построила здание, где они проводились, сделала взнос, позволивший открыть публичную библиотеку-читальню имени Тургенева. Кроме того, в доме на Воздвиженке она устроила литературный салон, гостями которого были Александр Блок, Андрей Белый и Валерий Брюсов.

По завещанию Морозовой часть средств шли на помощь рабочим ее фабрик – строительство для них жилья. Направила она деньги и университету, попечителем которого была при жизни, – на проценты от завещанных 100 тысяч рублей назначалась награда за труд по изучению рака и туберкулеза. Часть денег была предназначена на строительство школ для бедняков и приютов. Но планы эти не сбылись: через несколько недель после смерти Морозовой произошла революция.

Искусство для всех и больницы для бедных: что оставили Москве богатые купцы

Библиотека-читальня имени И. С. Тургенева. Фото: Wikipedia

02 апреля