В этом году фонд V–A–C наконец открывает Дом культуры «ГЭС-2». Рассказываем, как всемирно известный архитектор Ренцо Пьяно превратил закрытую много лет территорию в центре Москвы в современное пространство со спуском к воде, смотровой площадкой и большой березовой рощей, которую высадили на специально поднятом ландшафте. Разбираемся, как это будет устроено.
Изучая архивные фотографии и архитектурные планы, специалисты RPBW (Renzo Piano Building Workshop) узнали, что в начале прошлого века рядом с ГЭС-2 был сад. После этого, как рассказала The City архитектор RPBW Мари Пиммел, возникла идея создать островок природы в центре Москвы, контрастирующий с промышленным окружением.
Березовая роща появилась уже осенью 2019 года, ее дизайн разрабатывался совместно с ландшафтным архитектором Мишелем Десвином. Особенность рощи в том, что она находится довольно высоко от уровня земли — в непосредственной близости от Патриаршего моста, а в пространстве под лесом разместились помещения, где будут мастерские и парковка.
Основные вопросы заключались в том, как посадить березы на наклонной плите, обойдя риск оползней, а также где найти в России шесть сотен деревьев высотой 10–12 метров. На этом этапе подключились ландшафтные дизайнеры. Они предложили использовать мешки с перлитом (вулканическим камнем) как дренажную систему, которая собирает воду и удерживает верхний слой почвы на месте. Корневые системы берез крепятся к металлической сетке, расположенной чуть ниже. Что до деревьев, то их нашли в питомнике на севере от Москвы. Саженцы поместили в «воздушный» горшок с отверстиями, чтобы приспособить к ограниченному пространству, тем самым увеличив короткий период посадки.
Корни могут расти и развиваться в пределах толщины почвы, а она больше метра. Они обычно располагаются в горизонтальной плоскости и неглубоко, кроме того, барьер над конструктивной плитой не позволит корням проникнуть ниже уровня бетонной стяжки, защищающей гидроизоляцию и изоляционный слой. Архитектор Мари Пиммел замечает, что специфические условия не позволят деревьям вырасти больше чем на 12–15 метров, в то время как в лесу березы порой достигают 20 метров. Однако на продолжительности жизни городские условия никак не скажутся — ожидается, что деревья простоят более века.
Система капельного орошения состоит из сети трубок, которые распределяют над корнями воду и полезные вещества, чтобы растения могли питаться в зависимости от сезонной потребности. Система управления поливом находится в техническом помещении под плитой рельефа.
Особая гордость ландшафтных дизайнеров — система фильтрации грунта. Она позволяет собирать дождевую воду и снег, при этом дренажная система не дает воде застаиваться в корневой системе. Очищенную фильтрами воду будут использовать в туалетах ГЭС-2 и для орошения растений.
Под рощей — двухуровневая парковка, рассчитанная на более чем 200 машиномест. Верхний уровень парковки также предназначен для проведения музыкальных мероприятий. Ниже расположено открытое хранилище ГЭС-2. Его можно будет посетить по предварительной записи.
Идея экологичности — одна из основополагающих в проектах Ренцо Пьяно, который оставил основному зданию стеклянную крышу, оснастил ГЭС-2 сложными системами сбережения воды, высадил 600 берез и смонтировал на крыше солнечные батареи общей площадью 5 тысяч квадратов — они позволят сократить на 2 % общее годовое энергопотребление (включая горячую воду от города) и на 6 % — годовой расход электроэнергии.
Да, для здания смонтировали новые трубы. Однако если старые в прошлом веке выбрасывали продукты горения, то в обновленном комплексе они будут работать наоборот: захватывать чистый воздух на высоте 70 метров и доставлять его внутрь ГЭС, распределяя по зданию.
Вход в Дом культуры и программы ГЭС-2 будут для посетителей бесплатными. Исключение — мероприятия с ограниченной вместимостью. Впрочем, заполнить здание целиком нужно постараться, ведь площадь главного здания — как десять футбольных полей.
ГЭС-2 — это четыре надземных и два подземных этажа, двухуровневая парковка на 207 машиномест (с зарядными устройствами для восьми электромобилей) с возможностью использования первого уровня для массовых мероприятий.
На территории ГЭС будут находиться шесть резиденций для художников; трансформируемый актовый зал на 420 посадочных мест со сценой — на десять вариантов различного использования: для оркестра, концертов, лекций, спектаклей, конференций и так далее. Будут открыты и образовательные классы, выставочные площади, ресторан на 100 посадочных мест, три кафе, хранилище и реставрационные мастерские и отдельное пространство — «Своды».
V-A-C
На территории при ГЭС-2 разместится и центр художественного производства «Своды» — мастерские с высокотехнологичным оборудованием. Они станут местом, где профессионалы смогут вместе работать и экспериментировать. Там будут столярная, слесарная, текстильная, керамическая мастерские, звукозаписывающая и видеостудия, комната для прослушивания, библиотека материалов, фотолаборатория, 3D-печать, студия шелкографии и пекарня.
Завершено строительство спуска к воде перед зданием ГЭС-2 — в будущем он сможет играть роль причала. За главным комплексом расположены двор, где летом будут проводить кинопоказы и концерты, а через березовую рощу по тропинке люди смогут попадать на смотровую площадку, параллельную Патриаршему мосту.
V-A-C
Генеральный директор фонда V-A-C Тереза Мавика и президент фонда Леонид Михельсон искали в 2015 году здание для фонда. Тогда же фонд и приобрел выведенную из эксплуатации городскую электростанцию.
Ренцо Пьяно — обладатель Притцкеровской премии, архитектор с мировой известностью. В 1980-е годы он работал над реконструкцией промзон Парижа, Милана и Турина, но прежде всего Пьяно известен музеями. Мировую славу ему принес открытый в 1977 году Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. В 1997-м он спроектировал здание амстердамского научного музея NEMO, а в 2002-м возглавлял строительство гигантского Музыкального парка в Риме.
За переосмысление бывшей электростанции в центре Москвы архитектор взялся в 2017 году. Он решил создать непредсказуемое пространство, которое может легко трансформироваться и в котором свет будет играть чуть ли не ключевую роль.
03 марта, 2021