На какие спектакли стоит идти в этом году, как в России развивался иммерсивный театр и нужно ли приходить на постановки в пиджаках и платьях — об этом в эфире «The City. Говорим» рассказал театральный критик Глеб Ситковский.
«Сын» РАМТ
«Горбачев» Театр наций
В этом сезоне одним из главных хитов стал спектакль «Горбачев» в Театре наций. В главных ролях Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Виртуозные актерские работы! Это не политический спектакль, а человеческий — история любви.
Еще у Юрия Бутусова в РАМТе вышла постановка «Сын» — один из его самых сильных спектаклей. Дмитрий Крымов выпустил автобиографический спектакль «Все тут» — его собственный «Амаркорд», где он плывет по волнам своей памяти.
Наконец, спектакль Кирилла Серебренникова «Человек без имени», посвященный Владимиру Одоевскому, с Никитой Кукушкиным в главной роли.
Туда приходит тот зритель, который не пойдет на «Дядю Ваню» и «Трех сестер», а здесь ему интересно. Театр завоевывает новые и новые пространства, нового зрителя — это здорово.
Судьба иммерсивного спектакля в России началась с копирования — это нередкое явление. Например, документальный театр рождался в начале 2000-х, когда скопировали технологию лондонского театра Royal Court вербатим, когда театр играет роль журналиста, записывает монологи за героями, потом их обрабатывает и переносит на сцену. Если говорить о пути иммерсивного спектакля, то российский спектакль «Вернувшиеся» — калька с Punchdrunk (британская труппа, пионеры иммерсивного театра. — Прим. ред.), ушедшая достаточно далеко от первоисточника.
«Рас — стаемся» МХТ
В Музее Москвы идет футурологический спектакль «ЧПР» Юрия Квятковского — попытка представить, что нас ждет завтра: какие профессии исчезнут, что сотворит искусственный интеллект. Я могу сказать как председатель экспертного совета «Золотой маски» в этом году: мы старались замечать и привозить все безумное, хоть сколько-нибудь интересное. Не все удается — к некоторым спектаклям декорациями служит город.
Сейчас идет фестиваль «Золотая маска». Там номинирован спектакль Мобильного художественного театра «Рас — стаемся» режиссера Евгении Беркович. По задумке создателя МХТ Михаила Зыгаря*, столица становится декорацией к спектаклю. Нужно поехать на Воробьевы горы, идти по Лужнецкому мосту и представлять, что находишься на Карловом мосту в Праге, под тобой не Москва-река, а Влтава, весь твой театр в ушах. Москва начинает играть роль Праги. Это театр, который выстраивается в воображении, какая-то невероятная экспансия во все сферы.
50%-ная рассадка означает, что в театр вернулись самые смелые. Часто театр вынужден отказывать — каждое место на счету, особенно это касается маленьких театров. В России театры почти не исчезали, а в Европе большинство до сих пор закрыто. Но психологически все уже вернулись к нормальной жизни.
Можно ли прийти в театр в кроссовках и джинсах? Мне кажется, ответ очевиден — да, это Москва. В провинции дресс-код соблюдается более тщательно. В Норильске, например, меня очень тронуло то, что есть специальная комнатка для женщин, где они могут переобуться из валенок в туфли. Но в целом происходит демократизация.
Текст: The City
*признан иноагентом Минюстом РФ
23 марта, 2021