Почему глянцевым изданиям Юрий Гагарин до сих пор важен, как герой, чем он отличается от кумиров современности и как освоение космоса повлияло на моду и киноиндустрии — об это рассказал главный редактор GQ Игорь Гаранин в эфире «The City. Говорим».
Универсальность Гагарина именно в том, что он интересен не только глянцевым журналам. Он интересен абсолютно всем. Человек, побывавший первым в космосе, перенесший все эти нагрузки, выживший, при этом настолько обаятельный — это феномен. Уникальность Гагарина, что он человек № 1 не только в своем деле, но и среди людей.
Встреча Юрия Гагарина и премьер-министра Великобритании Гарольда
Главное качество Гагарина в том, что он был абсолютно искренен — и с самим собой, и со всеми людьми, с которыми встречался. Он объездил почти весь мир.
Единственный ключ, который ты можешь подобрать ко всем людям — это быть самим собой, и это ему удавалось потрясающим образом, как мне кажется. Знаменита история с Елизаветой II, когда стол был сервирован по всем правилам: вокруг его тарелки лежало 15 приборов, и Гагарин искренне признался королеве, что вырос в деревне и ничего кроме ложки в руках не держал. На что та ответила, что выросла во дворце и сама до сих пор не разобралась во всех приборах, и предложила есть ложками. Она сдержала слово — весь ужин ела только ложкой.
Неоднозначные истории — давно не секрет. К примеру, Гагарин говорил о том, что во время космических испытаний никто не пострадал. Все это вскрылось, как нарыв общества и строя в конце 80-х и начале 90-х. С легкой руки Михаила Сергеевича Горбачева появилось такое понятие как гласность. Все источники были открыты и понеслось большое количество информации. Все это обсуждалось, об этом очень много писали. Мне кажется мы уже достаточно отрефлексировали все эти моменты советской истории.
Гагарина мы давно планировали на обложку, искали редкие фото, но все равно они не давали такого эффекта монументальности, хотелось это как-то докрутить, хотелось художественного хода, чего-то особенного.
Обложка — это арт-объект. В наше цифровое время многих удивляет, что это сделано не на компьютере. Дмитрий Гиенко — арт-директор нашего журнала, предложил мне такой ход: журнальную обложку сделать из журнальных страниц, а скафандр собрать из настоящих газетных вырезок 12 апреля 1961 года, посвященных Гагарину. Я до конца не знал, что он сделает настолько круто.
Мы поставили Илона Маска на обложку июльского номера прошлого года — и это был феноменальный успех. Запрос у аудитории на таких героев есть. Космос — это такая неосуществленная история, это тема, одна из немногих, доступная людям в качестве мечты.
Мы живем в достаточно комфортных условиях. Даже несмотря на коронавирус, нашему поколению испытаний выпало гораздо меньше, чем предыдущим. Комфорт расслабляет, но космос остается неосуществленной мечтой и будоражит умы.
Вклад Гагарина колоссален, но, все-таки он не единственный, кто повлиял на этот сдвиг. Сдвиг был тектоническим, эпоха сменилась кардинально, мир изменился.
Стали снимать фильмы о космосе — «Солярис» Тарковского, «Космическая Одиссея» Кубрика. Мода изменилась: look от Кристиана Диора — когда женственные особы в перчатках и шляпках, вдруг превратились в оторв в мини-платьях и в туфлях на плоской подошве. Эта эпоха была романтическая, веселая, задорная. Появилась большая надежда.
Миссия прессы в том числе — «образовывая, развлекай». Да, когда-то мы познакомили Москву с Даней Милохиным, а в апреле 2021 года мы напомнили тем же фанатам Дани, что в истории России был такой герой, который всеми узнаваем.
Здорово, что сейчас, в связи с 60-летием полета, мы вспомнили о Юрие Гагарине. У молодежи нет шанса не заинтересоваться этим.
Эфир The City от 13 апреля
Текст: The City
16 апреля, 2021