Почему «плохие парни» из комиксов так популярны, а Бэтмен — уже не идеал

Почему «плохие парни» из комиксов так популярны, а Бэтмен — уже не идеал

Герой со сложным характером, судьбой или способностями — теперь именно слово «сложный» становится ключевым в комиксах. Почему так происходит, рассказал в эфире «The City. Говорим» основатель старейшей в Москве сети магазинов комиксов «Чук и Гик» Иван Чернявский.

Положительные герои — не в мейнстриме

Происходит тоже самое, что происходило в самих комиксах, когда люди много прочли про оптимистичных, гуманистичных героев. Теперь интересно посмотреть: «а что, если?»

А что, если Супермен родится в Советском Союзе? А что, если Бэтмен будет в викторианской Англии? А что, если герои будут негодяями и отморозками? То же самое происходит в кино и сериалах: те, кто никогда не читал комиксы, но любит ходить в кино на развлекательные блокбастеры и смотреть фантастические сериалы, насытились положительными персонажами. Теперь им хочется понять, на что еще способен этот супергеройский, всеобъемлющий жанр. Из этого и складывается популярность плохих парней.


Железный человек vs Супермен

Почему «плохие парни» из комиксов так популярны, а Бэтмен — уже не идеал

Гражданская война. Новые мстители

Почему «плохие парни» из комиксов так популярны, а Бэтмен — уже не идеал

Супермен / Бэтмен. Том 1. Враги общества

Тут смешались две разные эпохи супергеройского мифа, потому что Железного Человека придумывали с четким заданием: у каждого, кто обладает уникальными способностями, должен быть изъян. Желательно не просто фантастическая уязвимость, а черта характера, которая делает его интересным.

Многие из персонажей Marvel создавались в противовес несчастному Супермену и его клонам. Когда Супермена придумывали — а он считается первым супергероем — никто не понимал, надолго ли это, как с этим работать. Его создатели, Джерри Сигел и Джо Шустер, придумали идеального персонажа-бога, у которого практически нет уязвимостей, и придумать интересную историю о неуязвимом очень сложно.

Когда Стэн Ли и его партнеры-художники придумывали персонажей Marvel, они точно знали, что им не нужен еще один атлет с квадратным блестящим подбородком, от которого отлетают пули. Им нужно, чтобы у героя, даже неуязвимого для пуль, была какая-то проблема: Человек-паук не может найти деньги на оплату жилья, Железный Человек версии 60-х годов борется с алкоголизмом — в старых комиксах это сильно отражено, в современных фильмах — практически нет.

Мы любим противоречивых героев, не хотим смотреть на простое и понятное.


Неидеальный Бэтмен

Почему «плохие парни» из комиксов так популярны, а Бэтмен — уже не идеал

Бэтмен. Книга 2. Город Сов

Бэтмен у Нолана повторяет идею из 80-х, когда в комиксах про него сценаристы добавили тезис: «А что если Бэтмен психически нездоров?». Ведь какой человек будет каждую ночь надевать костюм летучей мыши, имея такие колоссальные ресурсы? Он мог реформировать исправительную систему, построить школы в Готэм-Сити, но вместо этого он ходит и бьет всех, вовлекая в это детей-подростков. Значит, у него не все в порядке с головой. Такие фильмы, как трилогия Нолана и, отчасти, фильмы Зака Снайдера, отражают эпоху 80-х, когда достаточно прямолинейным супергероям, борющимся со злом, делали инъекцию злобы и мрачности.


Джокера жалеть нельзя

Почему «плохие парни» из комиксов так популярны, а Бэтмен — уже не идеал

Бэтмен. Легенды Темного Рыцаря. Образы

Джокер — не антигерой, а злодей. Он изначально придумывался как маньяк-убийца. В какой-то момент, когда он появился в самом начале комиксов о Бэтмене, в 40-х годах прошлого века, комиксы стали ориентироваться на детскую аудиторию, поэтому Джокеру смягчили его преступления. Его сделали клоун-принцем, появились глупые воздушные шары с его лицом, придурочные преступления.

В 70-х ему вернули его маниакальность. Он совершенно лишен эмпатии. Он не должен вызывать у людей желание стать на него похожим. Нас провоцируют сопереживать человеку, который совершенно этого не заслужил, он совершает бессмысленные убийства, он отдает себе отчет за свои действия.


Фильмы отличаются от комиксов

Людям интересно смотреть на путешествие героя. В комиксах герой никогда не погибает и не жертвует чем-то по-настоящему, в фильме его путешествие конечно, мы можем его наблюдать. Жертвы, которые приносят в кино Железный Человек и Капитан Америка, оказываются оправданными. Роберт Дауни Младший и Крис Эванс сами считают, что все сказано, и вряд ли вернутся когда-либо к этим ролям.


Отражение времени

Почему «плохие парни» из комиксов так популярны, а Бэтмен — уже не идеал

Бесобой. Том 2. Лицо зверя

Почему «плохие парни» из комиксов так популярны, а Бэтмен — уже не идеал

Майор Гром. Артбук

Супергерои появились не на пустом месте. Они возникли, когда были популярны дешевые бульварные и приключенческие романы, из детективов, элементов научной фантастики. Например, у Супермена синие штаны из-за того, что так когда-то ходили цирковые силачи.

«Майор Гром» из комиксной вселенной Bubble — это экшн-приключение. Создатели брали архетипы, локации близкие в российскому читателю. Например, персонаж Бесобой — мужчина с двумя пистолетами, бывший военный, охотится на демонов в современной Москве и это выделяет комикс.


Злодей и мораль

Почему «плохие парни» из комиксов так популярны, а Бэтмен — уже не идеал

Чумной доктор. №1

Чумной Доктор популярнее Майора Грома, который достаточно простой персонаж. У Bubble всегда была проблема: антагонист-злодей — всегда кумир тысяч людей, а главный герой отстает от него в этом.

О Чумном Докторе есть новый комикс, где он становится наставником другого персонажа, который соглашается надеть маску главного героя при условии, что будет положительным, а не злодеем. Этот комикс сложный с точки зрения морали. Получается, главный герой работает на злодея, но хочет изменить мир к лучшему.


Супергерои будущего

Если брать теорию, что киноиндустрия повторяет историю комиксов, то после мрачного периода 80-х, когда вышли «Хранители», комиксы Фрэнка Миллера про Бэтмена «Возвращение темного рыцаря», — после этого комиксы погрузились в смутное время 90-х. Все пытались скопировать Алана Мура и Фрэнка Миллера, но скопировали лишь внешнюю составляющую: насилие, кровь, секс. В 2000-е и 2010-е началось возрождение.

Сейчас есть тенденция в комиксах: после реконструкции героев собирают заново. Они снова стали надеждой — мы живем в мире, где она нужна. Терроризм, военные конфликты, пандемия — в фильмах рано или поздно это нас настигнет, и герои станут нам показывать, как мы можем выйти из нашей тяжелой ситуации хотя бы на три часа в кинотеатре. Они поднимают нас выше, как Супермен, к оптимизму.

Эфир The City от 14 апреля

Текст: The City

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости