5 важных картин с выставки «Охотники за искусством»

В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Охотники за искусством», посвященная феномену коллекционирования в СССР. Экспозиция рассказывает истории 14 коллекционеров, которые под угрозой конфискаций и арестов собирали живопись первой трети XX века. Сегодня большая часть этих произведений находится в частных собраниях и широкая публика редко их видит. Вместе с куратором Анастасией Винокуровой выбрали пять картин.

Дмитрий Стеллецкий. «Заря»

1910. Собрание А. Л. Мясникова. Ныне в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро

5 важных картин с выставки «Охотники за искусством»

Дмитрий Стеллецкий учился на скульптурном и архитектурном отделениях Академии художеств в Петербурге, поэтому часто путешествовал по России в поисках древнерусских памятников, фресок и икон. Мастер работал в национально-романтическом духе модерна: он готовил иллюстрации к «Слову о полку Игореве», создавал декорации для Александринского и Мариинского театров, дягилевских «Русских сезонов» и даже расписывал Троице-Сергиево подворье в Париже.

Здесь Стеллецкий сочетает иконописные традиции (геометрический орнамент одежды, личнoе письмо, обратную перспективу) с символическим наполнением. Эта работа стала предвестником тетраптиха «Четыре времени суток (Времена дня)».

Работа находилась в собрании знаменитого советского врача-терапевта Александра Мясникова. Он часто появлялся в московских комиссионных магазинах: продавцы хорошо знали респектабельного и состоятельного клиента и специально оставляли для него раритетные яркие вещи.


Мстислав Добужинский. «Петербургский дворик летом»

1908. Собрание А. Л. Мясникова. Ныне в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро

5 важных картин с выставки «Охотники за искусством»

Мстислав Добужинский, как и другие участники художественного объединения «Мир искусства» пробовал себя в многих его областях: от станковой живописи и графики до сценографии и книжной иллюстрации. Однако излюбленном его жанром был городской пейзаж. При этом Добужинский выбирал не главные улицы с их величественными фасадами и набережные, а тихие и забытые улочки, где особенно чувствуется очарование старых деревянных домиков на фоне разрастающегося Петербурга.

На картине «Петербургский дворик летом» показан, пожалуй, самый любимый дворик художника. В 1902–1909 годах Мстислав Добужинский с семьей жил в доме 16 по улице 7-я Рота (сегодня — 7-я Красноармейская) и с особым теплом изображал вид из окна квартиры: деревянный одноэтажный дом с крыльцом и маленьким садом.

Картину (как и предыдущую в подборке, прим.) тоже купил врач-терапевт Александр Мясников: это одна из немногих работ, которая сохранилась после того, как собрание было практически полностью распродано его наследниками.


Николай Рерих. «Варяжский путь»

1907. Собрание С. Н. Валка. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург

5 важных картин с выставки «Охотники за искусством»

Художник Николай Рерих также известен как писатель, путешественник-исследователь, увлекавшийся археологией и историей России. Эти увлечения Николай Константинович смог отразить и в живописи. Рерих учился в Академии художеств у Архипа Куинджи, который сильно повлиял на пристрастие ученика к пейзажному жанру, использованию ярких красок и декоративных сочетаний в своих работах.

«Варяжский путь» рассказывает об основном торговом маршруте Древней Руси «из варяг в греки», который был одним из главных объектов исторических исследований Рериха еще с детских лет. Художник даже совершил путешествие по Варяжскому пути, он писал: «чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, пропитываться ею насквозь».

Картина Рериха долгое время хранилась в ленинградском собрании историка и археографа Сигизмунда Валка, который, несомненно, разделял любовь художника к истории.


Сергей Судейкин. «Морская идиллия»

1914. Собрание И. Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург

5 важных картин с выставки «Охотники за искусством»

Отчисленный из Московского училища живописи, ваяния и зодчества за демонстрацию работ «непристойного содержания», Сергей Судейкин становится участником выставок «Алой розы» и «Голубой розы», а также делает успешную карьеру в качестве театрального художника.

Путешествуя по Кавказу и Италии, Судейкин напишет множество произведений, в которых будет сочетать, по словам художника, «импрессионизм и реализм в пейзаже». Пластику «Морской идиллии» определяют мотив неба и воды, декоративный символизм, сочетание пантеизма с реализмом. В этой работе Судейкин использует широкий, плотный мазок и яркие насыщенные цвета наподобие тех, которыми оперировали импрессионисты в творчестве.

Картину купил советский коллекционер Игорь Афанасьев, специалист в области нефтехимии, который собирал свою коллекцию целых три раза из-за арестов и конфискаций имущества.


Мартирос Сарьян. «Зангу и Арарат. Этюд»

1914. Собрание А. Ф. Чудновского. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург

5 важных картин с выставки «Охотники за искусством»

Ориентализм Мартироса Сарьяна, армянского художника, выросшего в приазовской степи, иногда называют «органическим» и «естественным». «Кузнецов и Сарьян, — напишет Абрам Эфрос, — первые из наших художников, для которых Восток есть родина». Сарьян всегда стремился на Восток: в Москве художник скучал по Еревану. В 1921 году Мартирос, выросший в Донской степи, наконец переезжает туда с семьей. Этюд «Зангу и Арарат» у него купил ленинградский коллекционер Абрам Чудновский почти 40 лет спустя.


Выставка работает до 29 августа. Купить билет можно тут.

23 апреля

Новости

закрыть

Мы хотим быть там, где вам удобно, поэтому теперь узнать о том как провести время в Москве можно из наших аккаунтов в соцсетях. Мы говорим об этом городе понятно и интересно. Мы рассказываем о нем для вас.

Команда The City