В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Охотники за искусством», посвященная феномену коллекционирования в СССР. Экспозиция рассказывает истории 14 коллекционеров, которые под угрозой конфискаций и арестов собирали живопись первой трети XX века. Сегодня большая часть этих произведений находится в частных собраниях и широкая публика редко их видит. Вместе с куратором Анастасией Винокуровой выбрали пять картин.
1910. Собрание А. Л. Мясникова. Ныне в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро
Дмитрий Стеллецкий учился на скульптурном и архитектурном отделениях Академии художеств в Петербурге, поэтому часто путешествовал по России в поисках древнерусских памятников, фресок и икон. Мастер работал в национально-романтическом духе модерна: он готовил иллюстрации к «Слову о полку Игореве», создавал декорации для Александринского и Мариинского театров, дягилевских «Русских сезонов» и даже расписывал Троице-Сергиево подворье в Париже.
Здесь Стеллецкий сочетает иконописные традиции (геометрический орнамент одежды, личнoе письмо, обратную перспективу) с символическим наполнением. Эта работа стала предвестником тетраптиха «Четыре времени суток (Времена дня)».
Работа находилась в собрании знаменитого советского врача-терапевта Александра Мясникова. Он часто появлялся в московских комиссионных магазинах: продавцы хорошо знали респектабельного и состоятельного клиента и специально оставляли для него раритетные яркие вещи.
1908. Собрание А. Л. Мясникова. Ныне в собрании В. А. Дудакова и М. К. Кашуро
Мстислав Добужинский, как и другие участники художественного объединения «Мир искусства» пробовал себя в многих его областях: от станковой живописи и графики до сценографии и книжной иллюстрации. Однако излюбленном его жанром был городской пейзаж. При этом Добужинский выбирал не главные улицы с их величественными фасадами и набережные, а тихие и забытые улочки, где особенно чувствуется очарование старых деревянных домиков на фоне разрастающегося Петербурга.
На картине «Петербургский дворик летом» показан, пожалуй, самый любимый дворик художника. В 1902–1909 годах Мстислав Добужинский с семьей жил в доме 16 по улице 7-я Рота (сегодня — 7-я Красноармейская) и с особым теплом изображал вид из окна квартиры: деревянный одноэтажный дом с крыльцом и маленьким садом.
Картину (как и предыдущую в подборке, прим.) тоже купил врач-терапевт Александр Мясников: это одна из немногих работ, которая сохранилась после того, как собрание было практически полностью распродано его наследниками.
1907. Собрание С. Н. Валка. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург
Художник Николай Рерих также известен как писатель, путешественник-исследователь, увлекавшийся археологией и историей России. Эти увлечения Николай Константинович смог отразить и в живописи. Рерих учился в Академии художеств у Архипа Куинджи, который сильно повлиял на пристрастие ученика к пейзажному жанру, использованию ярких красок и декоративных сочетаний в своих работах.
«Варяжский путь» рассказывает об основном торговом маршруте Древней Руси «из варяг в греки», который был одним из главных объектов исторических исследований Рериха еще с детских лет. Художник даже совершил путешествие по Варяжскому пути, он писал: «чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, пропитываться ею насквозь».
Картина Рериха долгое время хранилась в ленинградском собрании историка и археографа Сигизмунда Валка, который, несомненно, разделял любовь художника к истории.
1914. Собрание И. Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург
Отчисленный из Московского училища живописи, ваяния и зодчества за демонстрацию работ «непристойного содержания», Сергей Судейкин становится участником выставок «Алой розы» и «Голубой розы», а также делает успешную карьеру в качестве театрального художника.
Путешествуя по Кавказу и Италии, Судейкин напишет множество произведений, в которых будет сочетать, по словам художника, «импрессионизм и реализм в пейзаже». Пластику «Морской идиллии» определяют мотив неба и воды, декоративный символизм, сочетание пантеизма с реализмом. В этой работе Судейкин использует широкий, плотный мазок и яркие насыщенные цвета наподобие тех, которыми оперировали импрессионисты в творчестве.
Картину купил советский коллекционер Игорь Афанасьев, специалист в области нефтехимии, который собирал свою коллекцию целых три раза из-за арестов и конфискаций имущества.
1914. Собрание А. Ф. Чудновского. Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург
Ориентализм Мартироса Сарьяна, армянского художника, выросшего в приазовской степи, иногда называют «органическим» и «естественным». «Кузнецов и Сарьян, — напишет Абрам Эфрос, — первые из наших художников, для которых Восток есть родина». Сарьян всегда стремился на Восток: в Москве художник скучал по Еревану. В 1921 году Мартирос, выросший в Донской степи, наконец переезжает туда с семьей. Этюд «Зангу и Арарат» у него купил ленинградский коллекционер Абрам Чудновский почти 40 лет спустя.
Выставка работает до 29 августа. Купить билет можно тут.
23 апреля, 2021