В «The City. Говорим» художник и граффити-райтер Миша Most рассказал о том, существует ли легальный стрит-арт, почему он создает именно муралы и кто же скрывается за псевдонимом анонимного английского андеграундного художника Бэнкси.
Я часто создаю муралы, а ребята на Байконуре создали именно граффити. Там есть месседж, буквы, поэтому это можно отнести к стрит-арту. Моя же работа просто живописная, там нет букв — только изображения. И вроде мы люди из одной сферы, наши работы сделаны баллончиками, но это абсолютно разные истории. При этом я поддерживаю нелегальное граффити, потому что из него вышли и муралы, и стрит-арт, который всем так интересен, в том числе и Бэнкси.
«Винзавод»/Livejournal.com
Настоящий стрит-арт — это всегда нелегальная история. Тот же Бэнкси делает рисунки, карикатуры с месседжем. Легальные трафареты можно увидеть на «Винзаводе», «Флаконе», «Хлебозаводе», Artplay, есть новая арт-площадка «Гамма» на востоке Москвы. Это арт-кластеры, а значит, частные территории, куда не могут прийти службы ЖКХ, чтобы это закрасить. Но однажды я делал большую работу на ангаре на «Винзаводе». Сейчас этот ангар разобрали, мою работу сохранили. Но даже к этой работе пытались дотянуться, писали письма «Винзаводу», чтобы они закрасили ее.
Mishamost.com
Муралы всегда легальны. Тебе нужна вышка, куча краски, разрешение владельца здания. Иногда эта инициатива вообще идет от самого владельца дома. Муралы — это огромные рисунки, похожие на фрески. Они редко бывают на острую тематику, в основном они несут позитив. Иногда это иллюстрации, иногда просто геометрия или оформление какого-то нового дома. В последнем случае это может делать не художник, а просто дизайнер.
Mishamost.com
Граффити — это всегда небольшой вандализм, но мы не можем сказать, что это не искусство. С этого все началось. Это потом появились легальные стены, площадки, коммерческие проекты. Вандализм в чистом виде — это разбитое окно, а надпись на стене легко закрасить. Когда ты что-то ломаешь и это перестает функционировать — это реальный вандализм.
Редко можно увидеть, чтобы граффити было на памятнике, хотя памятников у нас много. У художников есть осознанность. В основном уличные художники выбирают стену и делают ее визуально лучше. Бывает, что рисуют на старинных особняках, но это обычно боковые стены, колонны и скульптуры не трогают. Граффитчик скорее нарисует на трансформаторной будке, чем на красивом особняке XIX века.
Mishamost.com
Если делаешь легально, то понимаешь, что это надолго. Если делаешь стрит-арт, то неизвестно, сколько он проживет. В пандемию я рисовал и думал, что работы проживут долго. Но так как людей не было на улицах, никто не мусорил, то службы ЖКХ как раз закрашивали нелегальные рисунки. Они жили всего дней пять-шесть. При этом работы были приятные, яркие. А буквенные граффити могут и до утра не дожить. Вечером нарисовал, а утром его уже нет. Конечно, фотографируешь это все, документация — важный этап работы.
Рыжий английский парень. Носит очки. Более того, в интернете даже есть его фотографии, но никто не понимает, он это или нет. Журналист одной латиноамериканской газеты смог его сфотографировать, а Бэнкси его за это послал. Журналист обиделся на грубость и решил его напечатать — вроде сенсация, но никто не поверил.
Эфир The City от 1 июня
02 июня, 2021