Секс и свобода: чего нам ждать от нового сезона «Содержанок»

10 июня стартует третий и, по слухам, заключительный сезон сериала «Содержанки» с подзаголовком «Развязка». Этот проект все время вызывал полярные реакции, однако шоу продолжает притягивать зрительское внимание. Вместе с нашим кинокритиком Тимуром Алиевым разбираемся, почему сериальный дебют Константина Богомолова останется в истории российского кино и чего нам ждать от нового сезона.

Видео: START/YouTube

Сексуальная раскрепощенность

Первый сезон шоу вышел весной 2019 года и с первых же эпизодов поразил зрителей степенью откровенности и высокой плотностью обнаженных тел в кадре. Не сказать, что раньше мы не видели постельных сцен или интимной близости на экране. Например, в середине 2010-х Вадим Перельман сделал для телеканала ТНТ проект «Измены», где откровенных эпизодов с участием Елены Лядовой, мужа ее героини и трех любовников было достаточно.

Однако именно «Содержанки» вывели сексуальность и эпизоды с обнаженкой на новый для отечественных сериалов уровень. Во-первых, камера Александра Симонова (весь первый сезон мы видим его глазами), одного из любимых операторов Алексея Балабанова, дает возможность практически погрузиться в атмосферу событий. Зритель не подглядывает за глянцевыми телами молодых и богатых москвичей, а словно находится в нескольких сантиметрах от них — лишь руку протяни.

Во-вторых, рука об руку с интимом развивается и сюжет сериала. Он достаточно запутан, чтобы увлечь довольно внимательного зрителя, и в то же время базируется на сексуальных отношениях главных героев. Секс здесь является инструментом драматургии. Красивые и дерзкие бизнесмены и чиновники, а также их жены, любовницы и случайно попавшие в сети к вышеуказанным героям персонажи — между ними ничего бы не происходило, если бы не их слабость вкупе с базовыми животными инстинктами, ведущими в постель (не всегда в свою собственную).


«Московская коммуналка»

Секс и свобода: чего нам ждать от нового сезона «Содержанок»

Видеосервис START

В Сети несколько лет назад появился термин «британская коммуналка». Он обозначал явление, которое стали отмечать жители Туманного Альбиона, смотря очередной британский сериал: одни и те же актеры постоянно встречались в каждом втором новом проекте из Великобритании. Позднее к группе актеров присоединились не только мигрирующие из сериала в сериал режиссеры и сценаристы, но и одинаковые локации, набившие оскомину, а также схожий реквизит.

В случае российского сериала по такой же логике был бы уместен термин «московская коммуналка». Театральному режиссеру Константину Богомолову (кстати, «Содержанки» стали его дебютом как сериального режиссера, а в последующих сезонах — как шоураннера) удалось собрать под одной крышей не только весь цвет российских актеров, но и столичный бомонд, мелькающий на всевозможных светских раутах Москвы.

В «Содержанках» камео получил весь глянец Садового кольца — от Ксении Собчак и Игоря Верника до Светланы Бондарчук и Надежды Оболенцевой. Основной актерский состав режиссер собрал из представителей именитых столичных театров — «Гоголь-центра» и МХТ (в частности, знаменитых брусникинцев). Здесь появляются Дарья Мороз, Софья Эрнст, Сергей Бурунов, Александр Кузнецов, Владимир Мишуков, Петр Скворцов, Ирина Старшенбаум, Александра Ребенок, Любовь Аксенова и многие другие. Такой консистенции знаковых актеров поколения до «Содержанок» практически нигде не было.

Локации «Содержанок» также вписываются в рамки пресловутого термина. Основное действие происходит, помимо расписных спален и гостиничных номеров класса люкс, в хорошо знакомых отечественным кинематографистам местах. Это ресторан «Brasserie Мост» в Камергерском переулке (здесь, например, снимали обе части дилогии «Духless» по роману Сергея Минаева) и бар «Стрелка» с видом на храм Христа Спасителя (тут открытую лекцию в рамках съемки фильма «Про любовь» проводила Рената Литвинова).


Честный взгляд на героев

Секс и свобода: чего нам ждать от нового сезона «Содержанок»

Видеосервис START

Пока коллеги по цеху украдкой показывают темную сторону жизни состоятельных господ (например, в «Мифах», дебюте Александра Молочникова, звезды шоу-бизнеса и богачи всего лишь беснуются в бесконечном танце), Константин Богомолов честно и без прикрас демонстрирует, чем живут сильные мира сего. Режиссер достаточно точно демонтирует социальные иерархии, присущие обществу потребления, попутно насмехаясь над когортой телепроектов, скованных гласными и не очень рамками и ограничениями. При этом в гиперреализм постановщик не скатывается, оставаясь на тонкой грани художественного шаржа.

В сериале минимум наигранности и гламурного лоска. Зрителя не отвлекает глянцевый китч, коего было с излишком у Валерии Гай Германики («Краткий курс счастливой жизни»). Персонажи выглядят максимально живыми и сложными: их интимная жизнь оголяет не только физическое, но и душевное. От созерцания непрекращающегося промискуитета не отвлекают ни выкрученный контраст московских улиц, ни неоновое освещение ночной столицы (этим сильно злоупотреблял Алексей Смирнов в «Садовом кольце»).


Приговор обществу

Секс и свобода: чего нам ждать от нового сезона «Содержанок»

Видеосервис START

На первый взгляд трудно предположить, что за маской симбиоза типовых сериальных троп и пафосного калейдоскопа светских иерархий может что-то скрываться. Но здесь имеется и социальное высказывание. Многослойность — черта, присущая театральным работам Богомолова, которые не первый год вызывают резко полярные впечатления. Одни уходят с его спектаклей в антракте, другие не располагают финансами, чтобы их увидеть (билеты на эти спектакли остаются одними из самых дорогих в Москве), а третьи сочиняют оды таланту гения эпохи постмодерна.

От театральных изысканий в «Содержанках» (особенно в первом сезоне, чуть меньше во втором) сохранились межстрочные смысловые пласты. Пока в каждом эпизоде, пылая страстью, извиваются голые тела, а расследование убийства несчастной девушки движется с черепашьей скоростью, Богомолов ставит своего рода диагноз современному обществу. Секс и доступ к телу (в широком смысле слова) здесь только для богатых и власть имущих. Как только ты даешь слабину, блага утекают сквозь пальцы. Яркий тому пример — муж героини Дарьи Мороз Алексей в исполнении Семена Штейнберга.

Плавно вытекающий из этого другой тезис, граничащий с приговором обществу: берешь не только ты, берут и тебя. На каждого короля найдется туз в рукаве; об этом напоминает и едкая правда-матка, которую без устали режут главные герои, а после попадают в зубы более крупным рыбам. Проводя параллель между театром, жизнью и художественным вымыслом, Богомолов и компания напоминают об актуальности крылатого постулата «Ревизора» Гоголя. Высмеивая содержанок за их прыть и корыстные мотивы, авторы будто подставляют зрителю зеркало — вот и ты, господин хороший, на таком же содержании у государства, которое раздает с барского плеча блага в конкретной или образной форме.


В ожидании третьего сезона

Секс и свобода: чего нам ждать от нового сезона «Содержанок»

Видеосервис START

Новый сезон сериала «Содержанки», в отличие от предыдущих, получил дополнение «Развязка». По некоторым данным, это может быть финал истории, однако создатели не дают журналистам однозначного ответа по этому поводу. Третий сезон, судя по первому эпизоду, не разменивается на экспозицию, а сразу бросает зрителя в омут с головой.

Помимо хорошо знакомых героев, в кадре появляются и новые персонажи. Виктория Толстоганова («Колл-центр», «Полет») исполнила роль Эммы — высококлассного психотерапевта, к которому в первом же эпизоде записывается на прием герой Сергея Бурунова. Актер Сергей Гилев («Чики») играет в сериале коллегу-правоохранителя Лены Широковой (Дарья Мороз) — благодаря его появлению становятся более понятны мотивы некоторых ее действий. Раскрытие получает и персонаж Виктора Вержбицкого, который, судя по всему, дергает ниточки в этом элитарном аквариуме, зная больше, чем кажется.

Третий сезон на первый взгляд кажется более мужским, маскулинным. Это относится и непосредственно к мужчинам, которых в кадре стало больше (а также за кадром — режиссером третьего сезона стал Юрий Мороз), и к женщинам, которые проходят путь трансформации. Если в первых сезонах они были типичными содержанками, то к настоящему моменту некоторые из героинь не боятся демонстрировать самостоятельность и даже дерзость, отстаивая границы личного пространства. Пространства, в котором мужчина не имеет над ними той власти, что раньше.

Текст: Тимур Алиев

Фото: Видеосервис START

09 июня

Новости

закрыть

Мы хотим быть там, где вам удобно, поэтому теперь узнать о том как провести время в Москве можно из наших аккаунтов в соцсетях. Мы говорим об этом городе понятно и интересно. Мы рассказываем о нем для вас.

Команда The City