Свежий Вырыпаев с созвездием знаменитостей, отличная работа младших «брусникинцев», «интерактивный музей миллениалов» и школьная драма от Райкина. Театральный критик Антон Хитров – о главных весенних премьерах.
Кто поставил: Виктор Рыжаков
Где: в Театре наций
Свежее сочинение Ивана Вырыпаева, современного русского драматурга номер один, о том, как датская научная конференция по иранскому вопросу переросла в дискуссию гамлетовских масштабов: о материальном и духовном, о светском гуманизме и религии, о свободе, правах человека и прочих европейских ценностях. Весь текст – череда докладов, более или менее скандальных. Осенью в Москве гастролировал блестящий польский спектакль в постановке самого Вырыпаева, но на русском языке эту вещь до Театра Наций никто не ставил.
Видео: YouTube / Театр Наций
Пьеса может раздражать, но это приятное раздражение. Вы опомниться не успеете, а вас уже втянули в спор героев, заставили искать уязвимости в их выступлениях, сочинять аргументы и контраргументы – короче, вынудили работать и получать от работы удовольствие. В 2002 году Виктор Рыжаков впервые поставил в Москве текст Вырыпаева. Легендарный «Кислород» вышел с копеечным бюджетом в крошечном подвале «Театра.doc». 17 лет спустя режиссер выпускает «Иранскую конференцию» на большой сцене Театра Наций с таким дорогим актерским составом, какого нет, наверное, ни в одном российском блокбастере, не говоря уже о театральных проектах. Посудите сами: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Игорь Верник, Равшана Куркова, Ксения Раппопорт, Ингеборга Дапкунайте, Вениамин Смехов и еще с десяток знаменитых актеров.
Театр наций
Петровский переулок, 3Звездный каст – это не просто продюсерский ход, но и концептуальное решение. У Вырыпаева все персонажи сплошь селебритис: эксперты мирового уровня, известные журналисты, титулованные художники. Слушатели конференции явно видят их не в первый раз. Вот почему режиссер раздает эти роли не просто хорошим актерам, а тем, кого зрители знают. Причем некоторых не только как артистов, но и, например, как филантропов. Нужно понимать, что в пьесе нет главных героев – каждый говорящий занимает внимание зала минут на десять, а потом уступает место кому-то еще. Но премьера Театра Наций буквально каждой своей сценой доказывает, что большая роль – это не про количество строк. В плане актерской работы «Иранская конференция» – однозначно лучший спектакль сезона.
Когда: 13 и 14 мая, 4, 20, 21 и 22 июня
Кто поставил: Филипп Григорьян
Где: на Новой сцене МХТ
Стильный камерный спектакль о трех успешных, умных и заносчивых женщинах из мира современного искусства, который, как подсказывает название, дает им иллюзорное чувство безопасности. Благодаря фестивалю «Территория» в московском репертуаре впервые за много лет появилась пьеса белорусского автора Павла Пряжко – главного концептуалиста от русскоязычной драматургии. Причем ставит ее не кто-нибудь, а Филипп Григорьян, который в нулевых был главным амбассадором Пряжко в России.
МХТ, Новая сцена
Камергерский переулок, 3Обычно в его спектаклях много визуальных аттракционов, но в «Пушечном мясе» он как никогда сосредоточен на работе с артистами, четверокурсниками Школы-студии МХАТ, которых начинал учить покойный Дмитрий Брусникин. Режиссеру надо было придумать, как именно следует произносить этот странный текст, непохожий на повседневную речь – и получилось блестяще.
Когда: 20 мая, 4 и 29 июня
Кто поставил: Константин Райкин
Где: в «Сатириконе»
«Сатирикон» на сцене «Планеты КВН»
Шереметьевская, 2Худрук «Сатирикона» ставит неидеальную, но умную и приятную пьесу российского драматурга Даны Сидерос о школе, толерантности и взрослении. Братья Миша и Костя – новички в престижной гимназии. Костя умеет говорить только слово «нет», для более сложных мыслей он использует особый язык прикосновений, как у слепоглухих. Одноклассников-подростков парни настораживают, трусоватую администрацию школы тоже. Единственная, кто поддерживает новичков с самого начала – учительница Софья Алексеевна, которую с большим азартом играет Полина Райкина: она, в общем-то, и есть главная героиня. По сути, спектакль – размышление о том, каким должен быть идеальный педагог.
Когда: 6, 15, 25 и 27 июня
Кто поставил: Роман Феодори и Александр Андрияшкин
Где: в Центре имени Мейерхольда
Девять молодых актеров из объединения «Июльансамбль» исполняют перформансы со словами и без, которые так или иначе касаются сказки Джеймса Барри и самоощущения нынешних 20-летних. Зрители вольны переходить от одного артиста к другому, как в музее. Попадаются действительно тонкие вещи – например, рассказ о жизни самого писателя: актриса набирает его на ноутбуке, строчку за строчкой, а потом уходит – и компьютер продолжает разговаривать со зрителями уже без посторонней помощи.
Центр имени Мейерхольда
Новослободская, 23Актеры много говорят не только о своем поколении, но и о себе лично. Что самое замечательное, они не скрывают сомнений по поводу спектакля в целом. Многие из нас не уверены в собственных проектах, но мало кто говорит об этом так открыто.
Когда: 6 июля
13 мая, 2019