Сегодня на ММКФ премьера фильма «Нуреев: Белый ворон» – кинематографический балет Рэйфа Файнса о самом знаменитом советском невозвращенце. А уже завтра он выйдет в российский прокат. Кинокритик Егор Москвитин объясняет, как смотреть фильм, чтобы не разочароваться.
То ли чтобы обезоружить критиков, то ли чтобы извиниться перед зрителем, этот «Нуреев» дважды прямым текстом проговаривает свое отношение к искусству. Причем в первый раз это делается устами самого режиссера. Герой Рэйфа Файнса, балетный педагог Пушкин, говорит своему юному ученику из Уфы: «Техника танца не так важна, как история, которую ты хочешь им рассказать». На случай, если кто-то из зрителей не расслышал, другой персонаж, французский танцовщик Пьер Лакотт повторит эту мысль ярче и громче: «Русские, ох уж эти русские. Балет изобрели мы, но энергия всегда приходит с Востока. Ты, Нуреев, совершаешь на сцене столько ошибок, но зато тобой движет неподдельная страсть».
Кажется, Нуреев в этом предложении не только фамилия героя, но и название фильма. Ступая на тонкий лед, Файнс (а это всего лишь его третий режиссерский проект) будто заранее оправдывается за вещи, которые ему неподвластны. Среди них – любимый со времен «Онегина», но такой непокорный русский язык. Файнс играет свою роль без дубляжа, то и дело вызывая нервные смешки в зале. И даже насмотренные резиденты ММКФ оказываются не готовы к тому, что его героя зовут Александр Иванович Пушкин.
Другая проблема – нарочито нереалистичная, скорее эпическая, чем психологическая актерская работа Олега Ивенко – опытного танцора, но начинающего лицедея. Впрочем, его манера игры быстро перестает отвлекать, потому что экстравагантное поведение, синдром «белой вороны» – и есть отличительные черты Нуреева. Нехватку опыта и образования тот компенсировал пассионарностью и отвагой, и точно так же поступает начинающий актер – так что это тот случай, когда исполнитель конгениален роли.
И наконец третье уязвимое место фильма – это представления о Советском Союзе в духе «Красного воробья». Что ж, без развесистой клюквы действительно не обошлось, но вся она, к счастью, собрана в трейлере. Так что, посмотрев разок-другой диковатый проморолик, в кинотеатре уже не отравишься. Файнс многого не знает о нашем прошлом (как не знаем много и мы сами, не говоря уж о современных российских кинематографистах), но по каждому кадру фильма видно, что он искренне уважает русскую культуру и стесняется своего невольного невежества. В профессии, которой движет чувство собственной правоты режиссера, это пример редкой деликатности, за которую многое можно простить.
Видео: YouTube / Novoekino
Так что да, у «Нуреева» проблемы с техникой танца, и он их осознает, но в отличие от своего сверхтрудолюбивого героя (выступавшего по 300 раз в год!) уже никогда не исправит; кино – свершившийся факт. А значит, только от истории зависит, примирится зритель с этой хромотой или нет. И как раз история в «Нурееве» увлекает со страшной силой. Из всей богатой и неоднозначной биографии танцовщика фильм берет один-единственный, самый предсказуемый эпизод – летний месяц в Париже в 1961 году, в конце которого герой просит политическое убежище в Европе. И в качестве флешбэков – детские годы в Башкирии и юность в Ленинграде. В башкирских эпизодах совсем маленький Нуреев будет сторониться дворовых ребят, волчком смотреть на вернувшегося с фронта отца и провожать по утрам из окна мать. Ее (один из сюрпризов фильма) играет Равшана Куркова, причем играет органично: ее удивительная красота не вступает в конфликт с серым, голодным и холодным миром, в котором растет герой. А ленинградские годы Нуреев проведет под присмотром Пушкина-Файнса и его жены, сыгранной Чулпан Хаматовой, и эта часть сюжета наверняка покажется зрителям самой неубедительной и слабой. Но и в ней есть свой плюс: благодаря «Нурееву» чуть ли не впервые на российском экране покажут очень странную семейную формацию с совершенно особой этикой отношений.
Но самое главное с Нуреевым происходит в Париже – и вот здесь-то фильм и расправляет крылья. Если советские сцены сняты статичной камерой, то во французских оператор работает сплеча, будто бы поддаваясь эйфории «новой волны». В конце концов, именно здесь за год до визита русских танцоров Годар снял «На последнем дыхании» с Бельмондо. То ли врожденная деликатность, то ли что-то еще мешает Файнсу описывать бегство Нуреева как банальное перемещение из тоталитарного государства в свободное, как описанный в известном стихотворении Тарковского перелет бабочки из тени в свет. Нам не привыкать воспринимать любое кино близко к сердцу, но этот фильм – это ни в коем случае не история про холодную войну, разницу систем или тяжелую русскую долю, увиденную глазами сердобольных европейцев. Есть ощущение, что он даже и не про балет как стихию: чтобы снимать про это, понадобились бы режиссерская чувствительность и музыкальный слух Даррена Аронофски. И даже не про Рудольфа Нуреева как человека – в его биографии были и более интересные и неоднозначные сезоны.
В названии ленты, кроме слова «Нуреев», есть еще и идиома «Белая ворона», и это кино в первую очередь про белых ворон. Про пассионарных творцов, которым важна любовь зрителей, но которые при этом осознают свою сверхэгоистичную натуру. Про недоучек, которым хватает наглости спорить с методами своих педагогов. Про детей, которые стоят в стороне, когда другие играют в снежки. Про социопатов, настолько преданных своей работе, что человеческие связи превращаются для них в бремя (кстати, в личную жизнь Нуреева фильм почти не лезет). Про туристов, которые не любят групповые экскурсии, в конце концов. В финале фильма Нуреев честно говорит французам, что не уверен, станет ли счастливым в их стране. Счастлив он был, видимо, только на сцене.
Другими словами, это кино про явление сверхчеловека. И если смотреть его именно так, то бледные декорации быстро отойдут на второй план.
Читайте также
19 апреля, 2019