«Синонимы», «Игры разумов» и другие кинопремьеры этой недели

Удивительное совпадение: в прокате сразу пять фильмов о том, что каждый из нас – и раб, и ученик родного языка. Кинокритик Егор Москвитин – о премьерах недели.

«Игры разумов»

Фото: «Кинопоиск»

Историческая драма о двух джентльменах, без остатка посвятивших себя великой миссии. В основе фильма лежит книга «Хирург из Кроуторна» Саймона Винчестера, а та, в свою очередь, пересказывает реальную историю создания Оксфордского словаря. В середине XVIII века английский профессор Джеймс Мюррей, знавший дюжину языков, включая русский, придумал революционный способ составления словарей. По сути, он предложил краудсорсинг в стиле «Википедии», призвав англичан отправлять ему на почту редкие термины, которые они встретили в книгах, и определения этих слов. И одним из самых активных его соучастников оказался пациент психиатрической клиники, отправивший в Оксфорд целых 10 тысяч слов.

Дуэт Мэла Гибсона и Шона Пенна – зрелище сродни парным выступлениям Де Ниро и Пачино, но зрителю стоит знать, что «Игры разумов» – это очень медленное, старомодное кино с оркестровой музыкой и бесконечными разговорами вместо действия. Впрочем, оно и не может быть динамичным, потому что, по сути, описывает процесс сотворения мира. Как говорит главный герой, «мы здесь фиксируем эволюцию смыслов». Ну а пока герои фиксируют, зрители осознают ту роль, которую в жизни каждого из нас играет язык. Получается всесторонне достойное кино, но только для тех, кто способен к предельной фокусировке.


«Пираньи Неаполя»

Фото: «Кинопоиск»

«Пираньи Неаполя» на недавнем Берлинале взяли приз за лучший сценарий, хоть и не были самым сильным в этом смысле фильмом в конкурсе кинофестиваля. Так что в награде многие углядели политический жест. Автор сценария Роберто Савиано – один из дюжины итальянских журналистов, живущих под постоянной охраной из-за угроз со стороны мафии, так что тот риск, который он взял на себя, приехав на фестиваль, нужно было как-то вознаградить.

Но по сравнению с прославившей Савиано мрачной и ультрареалистичной «Гоморрой» (и книгой, и фильмом, и сериалом) «Пираньи Неаполя» – кино жанровое и даже чересчур легкое. Не новая высота, а простоватая криминальная сага про современных подростков, которые, сами того не понимая, стремятся повторить судьбу Ромео и Джульетты. Есть мальчик, который мечтает о роскошной жизни для себя и достойной жизни для своей матери-одиночки. И есть девочка, которая, чтобы сделать приятно своему отцу, участвует в конкурсах красоты. Мальчик начинает свое восхождение продавцом марихуаны на побегушках у мафии и постепенно превращается в «генерала неаполитанских карьеров». То есть, с одной стороны, это европейская редакция американских криминальных саг вроде «Лица со шрамом», «Однажды в Америке» и «Крестного отца». А с другой – вполне публицистическое исследование того, как судьбы детей определяются набором символов, которые их окружают.


«Последствия»

Фото: «Кинопоиск»

Фильм для тех, кому понравилась «Жена смотрителя зоопарка»: красивая, но чопорная мелодрама о сосуществовании британцев и немцев после Второй мировой. Английский офицер (Джейсон Кларк, который вот-вот сыграет Григория Орлова) перевозит в оккупационную зону свою супругу (Кира Найтли). Они должны занять дом местного архитектора (Александр Скарсгард) и его семьи. В таких случаях местные обязаны перебираться в специальные лагеря, но офицер предлагает им остаться. Немец потерял на войне жену, а британцы – сына, но способ, которым эти семьи заключат перемирие, зрителя наверняка удивит. А критиков, негодующих всякий раз, когда про войну снимают глянцевое кино, расстроит. Но если вы не они, то не пренебрегайте этим военно-полевым романом с хорошими актерами и глубокой проработкой травм героев.


«Синонимы»

Видео: YouTube / PROvzglyad

И, наконец, самый титулованный фильм недели – «Синонимы» Надава Лапида, взявшие Золотого медведя в Берлине. Это отчасти биографическая для режиссера история о том, как он в юности оставил Израиль, чтобы покорить Европу. Некий молодой человек по имени Йоав, названный в честь библейского полководца, взявшего Иерусалим, приезжает с рюкзаком в Париж. И пока он в абсолютно пустой квартире принимает душ, а мы любуемся его античным телосложением, кто-то похищает все его вещи. То есть это буквально история про жизнь, начатую с чистого листа. К счастью для Йоава, напротив него живут французские любовники, которые его приютят и согреют. «Синонимы» – фильм сразу о двух проблемах, и от того, на какой из них вы сфокусируетесь, будет зависеть и впечатление от картины. Если это кино о миграционной политике Европы, то оно довольно банально. Но если это драма о человеке, пытавшемся переизобрести себя, то в нее стоит всмотреться.

Егор Москвитин

24 апреля 2019