В прокат вышел комедийный экшен о приключениях внутри одной видеоигры с Райаном Рейнольдсом и Тайкой Вайтити. Алина Кузьо рассказывает об этом задорном фильме и делится опытом, как смотреть его, если ты не геймер.
Гай (Райан Рейнольдс), или, как его зовут в русском переводе, Парень, живет припеваючи: у него целый шкаф голубых рубашек, работа в банке, любимый кофе в местечке за углом и коронная фраза на все случаи жизни «Не хорошего вам дня, а замечательного!». Его дни проходят в городе под названием Фри-Сити, и вот город этот так себе. Тут каждый день начинается с ограбления, а заканчивается реками крови. Но Гай радостно выживает в местном безумии, просыпаясь каждое утро. Все будет идти своим чередом, пока однажды он не услышит, как проходящая мимо девушка (Джоди Комер) промурлычит под нос песенку Мэрайи Кэри, что заставит Гая мечтать о большем — например, полностью изменить свою жизнь.
А это не так-то просто. Ведь Гай — NPC в видеоигре, персонаж-статист, служащий лишь фоном в игровом мире. А девушка, в которую он влюбляется, — гейм-дизайнер. Она зашла в игру, чтобы найти доказательства того, что ее работу украл инфантильный владелец корпорации (Тайка Вайтити).
Тут самое время сделать каминг-аут: я не играю в видеоигры, совсем. Отсылки к GTA, Fortnite и Uncharted, на которые опирался и в которые играл до, во время и наверняка после съемок режиссер Шон Леви, я в фильме не увидела. Как и не узнала популярных стримеров, которые комментируют сюжетные повороты. Оттого в какие-то моменты фильма мы с Гаем были практически в одном положении, с трудом улавливая, что другие персонажи щебечут на геймерском. Каминг-аут этот здесь не для красного словца — если среди вас вдруг найдется человек, который так же далек от приставки, то он может не волноваться. Фильм остается задорным и увлекательным, даже если не знать, что стримеры в фильме — и в реальности стримеры.
Как справедливо заметили почти все критики, подавляющее большинство фильмов, которые сняты по видеоиграм или о играх, — так себе. Будто бы сама игровая канва сопротивляется переносу ее на киноэкран. Забавно, что даже соцсети и видеосвязь оказываются куда адаптивнее. Действие «Главного героя» происходит в двух мирах — в реальной жизни среди создателей и геймеров и внутри игры. Леви рассказывает, что практически первое, что они сделали при работе над фильмом, — определили, как визуально разграничить эти два мира, чтобы не создавать путаницы в восприятии и не раздражать зрителя резкими переходами. Но даже когда мы смотрим события внутри видеоигры и экран обрастает ачивками, подсказками и прочей дребеденью, фильм остается фильмом. Довольно классически снятым, без новаторских подходов к созданию изображения. В этом заслуга Леви и Рейнольдса (не только актера, но и продюсера), которые выступили идеальными послами студии на съемочной площадке.
Очевидно, что «Главный герой» — «Шоу Трумана» эпохи видеоигр. Но фильм Питера Уира был куда более гуманистическим и оттого трагичным, ведь там свободы воли был лишен человек. Причем лишили его этой свободы люди для развлечения других людей. Здесь канва сюжета уходит в сторону киберпанка, и, чтобы понять, трагична ли история, нужно решить, снятся ли андроидам электроовцы. Герои фильма, создавшие искусственный интеллект, который представляет собой Гай, убеждены, что да. Но если согласиться с ними, это приведет лишь к новым вопросам. Этот живой, чувствующий и обучающийся ИИ в итоге остается заперт внутри игры, пусть и утопичной, где мимо кафе с матча-латте прогуливаются динозавры и кентавры. А значит, он все еще ограничен рамками, в которых осознает, что за ним наблюдают, но не может ничего с этим поделать. Остается зверьком в зоопарке видеоигры, пусть и гуманной.
Но фильм Шона Леви не хочет быть драмой: драматичности сопротивляется и сценарий, и кастинг. Рейнольдс — будто актер с оживших картинок: комиксов, игр или мультфильмов. Если бы снимали фильм про Гуфи, он легко смог бы сыграть главную роль. Это плюс для комедии, и это расставляет четкие границы жанра, за которые картине выйти не удается (и не надо) — и оттого шутки тут строятся не только на диалогах и отсылках, но и на пантомиме.
Раньше его особую мимику — человека с наивным до патологии лицом — уже использовали в кино. Например, в комедийном хорроре «Голоса» Маржан Сатрапи герой Рейнольдса жил в воображаемом мире и разговаривал с кошкой, собакой и отрубленной головой. «Дэдпул», в которого Рейнольдс погрузился с головой, не давал этой мимике выхода в мир. В новом фильме актер отрывается по полной.
В целом кастинг здесь примечателен тем, что буквально каждый актер иронизирует над своим бэкграундом. В этом плане особо яркий пример — Ченнинг Татум, который появляется с ярким камео и с которого фильм, собственно, начинается. Это, пожалуй, этакий производственный спойлер, так как нигде в заявленных актерах Татум не фигурирует (но что можно авторам The Guardian, можно и нам). Хотя вряд ли это знание может изменить ваш зрительский опыт — только если вы горячий поклонник или поклонница актера.
Злодей в исполнении Вайтити — просто неугомонный инфантил, который каждую свою реплику превращает в цирк и праздник. Джоди Комер (Вилланель из «Убивая Еву») влюбляет в себя всех и вся и не забывает быть опасной штучкой. Есть обязательная шутка про волосы Джо Кири (парень из «Очень странных дел», прическе которого и в сериале уделено особое внимание). Есть камео у Криса Эванса.
Что еще важно, этот шумный экшен-блокбастер с россыпью звезд в кастинге — оригинальный фильм. Не спин-офф или экранизация, не сиквел или приквел, издевкам над которыми посвящен в картине отдельный эпизод. Это автономная история, написанная Мэттом Либерманом и инициированная для съемок Леви и Рейнольдсом. Именно они вдвоем пришли в XX Century Studios и попросили денег на проект. Дэдпулу отказать сложно. Позднее образ героя Marvel активно использовался в промокампании, чему помогло слияние «20-го века» с Disney. Кстати, благодаря этому в фильме есть и несколько пасхалок для поклонников громких диснеевских франшиз. Шон Леви также подчеркивает, что практически в каждом эпизоде фильма есть дополнительные бонусы специально для геймеров.
А среди всего этого живет своей маленькой и скучной жизнью и пытается что-то значить простой парень в голубой рубашке — то ли герой, то ли манекен. Нам решать, с кем ассоциировать себя и как смотреть это кино — как привет с экрана от популярнейших голливудских актеров или как чрезмерно задорное и очевидное, но все же рассуждение о свободе воли и границах развития искусственного интеллекта. И этот зрительский аватар можно менять хоть каждые две минуты сеанса.
13 августа, 2021