За Репина и Мунка в Третьяковке идет настоящая борьба – на обе выставки билеты разлетаются стремительно, на ближайшие выходные точно не купить. На Мунка стоит очередь (на Репина стоять бессмысленно – билеты есть только в предварительной продаже, день в день не попасть). Арт-критик Ирина Осипова выбрала 10 альтернативных вариантов, как приобщиться к искусству без ажиотажа. Все выставки однозначно заслуживают внимания, а некоторые закрываются сразу после праздников (с них и начинается наш список).
Еврейский музей и центр толерантности
Образцова, 11, строение 1аОдна из самых необычных московских выставок, сделанная с большой долей юмора и с расчетом на детскую аудиторию, закрывается сразу после праздников, так что если вы ее еще не видели – идите обязательно. Вся выставка построена как аттракцион или, если хотите, квест – тут можно скатиться с горки, там заглянуть в глазок (и рассмотреть Матисса), комната с множеством дверей, кажется, сделана специально для кэролловской Алисы, которая то росла, то уменьшалась в размерах: где-то нужно наклониться и протиснуться в дверь, чтобы найти Малевича, а рядом залезть на лестницу, чтобы за следующей дверью обнаружить его последователя. Имена и работы на выставке показаны отменные, причем некоторые в наших главных музеях не представлены совсем, да и на выставках появляются нечасто (собирали по европейским и отечественным музеям, фондам и частным собраниям). Кроме Кандинского, Гончаровой, Дейнеки и Филонова, есть Джакометти, Бэкон, Лихтенштейн, Кляйн, Каттелан – главные имена для искусства ХХ века представлены работами хоть по размеру и небольшими, но характерными. Впрочем, выставка построена так, что ее нужно не только смотреть, но и обязательно обсуждать. На совместное переживание и направлен весь интерактив. Главная мысль – искусство нужно не столько понимать, сколько чувствовать.
до 12 мая (закрыта по субботам)
Билеты: взрослый – 300 рублей, льготный – 150 рублей
ГМИИ имени Пушкина
Волхонка, 12Официальная история Лондонской школы началась в 1976 году, когда один из художников, Рональд Брукс Китай, организовал в галерее Хейворд выставку «Человеческая глина». На ней, кстати, был и центральный триптих нынешней экспозиции – «Три этюда к фигурам у подножия распятия» Бэкона на ярко-красном фоне. Шесть художников, которых принято к ней относить, действительно объединены городом (также как в начале ХХ века была Парижская школа, а ближе к середине – Нью-Йоркская), хотя не все были англичанами: тот же Китай – американец с русско-венгерскими корнями, Фрейд – внук основателя психоанализа – как и Ауэрбах, родился в Берлине. Общими оказались художественные принципы. Пока в континентальной Европе и Штатах набирали силу абстракция и концептуализм, на острове выбрали путь отчасти консервативный – классическая техника (холст, масло), фигуративное искусство, в центре которого человек и его взаимоотношения с миром, не слишком радужные с учетом двух мировых войн. В составе выставки – 80 работ, достаточно, чтобы составить внятное представление об этой важной странице искусства ХХ века.
до 19 мая
Билеты: взрослый – 500 рублей, льготный – 250 рублей
Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Лаврушинский переулок, 12Выставка графики, особенность которой – ограниченное время экспонирования (рисунки плохо переносят свет). На практике это значит, что свои допустимые полгода работы в залах пробыли, теперь в ближайшие несколько лет у них режим отдыха в хранении. А посмотреть там есть на что.
Выставка посвящена трем замечательным художникам Серебряного века: Константину Сомову, Николаю Сапунову и Сергею Судейкину. Все трое участвовали в выставках объединения «Мир искусства», занимались книжным и театральным дизайном, придумывали обложки и виньетки, костюмы и декорации, да и в жизни театральные эффекты тоже любили. Арлекин – немного нелепый герой итальянского площадного театра – был их любимой маской и альтер эго. Портреты жен и друзей-поэтов (от Кузьмина до Блока), рисунки для настольного календаря на 1905 год, костюмы к «Принцессе Турандот», миниатюрные зарисовки – две сотни графических листов и немного живописи и фарфора из собственных фондов Третьяковки представляют срез рафинированной богемной жизни столетней давности.
До 19 мая
Билеты: взрослый – 500 рублей, льготный – 250, дети до 18 – бесплатно
Мультимедиа Арт Музей
Остоженка, 16Ежегодный календарь итальянских производителей шин давно утратил пикантный оттенок и превратился в символ признания для фотографов и моделей – снимать и позировать приглашают исключительно звезд первой величины, которые выдают яркую визуальную фантазию на тему женской красоты. Версию 2019 снимал шотландец Альберт Уотсон (его ретроспективу МАММ показывал четыре года назад), съемки проходили в Майами и Нью-Йорке, результатом стали несколько мини-историй. Каждый снимок – будто стоп-кадр из кинофильма. Роли в них «сыграли» супермодели Джиджи Хадид и Астрид Эйка, дизайнер Александр Вонг, актрисы Летиция Каста и Джулия Гарнер, танцовщики Мисти Коуплэнд, Кельвин Ройал III и Сергей Полунин. Общая линия всех сюжетов – мечты и путь к успеху, знакомый всем участникам проекта.
до 26 мая
Билеты: взрослый – 500 рублей, льготный – 50–250 рублей, дошкольники – бесплатно
Музеи Московского Кремля
Императорский дворец Гугун в Пекине, он же Пурпурный Запретный город, самый большой дворцовый комплекс в мире, привез в Кремль около сотни церемониальных предметов. Гугун буквально переводится как «бывший дворец» – построенный в начале XV века (немногим раньше Кремля в его нынешнем виде), он был резиденцией вплоть до падения императорской власти в Китае в 1912 году. Здесь проходила интронизация (еще одна параллель с Кремлем и традиционным венчанием на царство) и все важные официальные церемонии и приемы.
Предметы, отобранные для московского показа, в основном, относятся к XVIII веку – времени расцвета страны. Представлено все, что окружало официальную жизнь императора – трон с резными драконами и роскошные парадные одежды, вышитые золотыми и шелковыми нитями, драгоценные чаши с эмалью и фарфоровые вазы, за которые в Европе платили целые состояния, музыкальные инструменты и написанные тушью портреты. Отдельная история – украшения, например, шпилька с цветком, тончайшие лепестки которого вырезаны из полудрагоценных камней и украшены сапфирами, рубинами и перьями зимородка.
до 30 мая
Билеты: 500 рублей
Музей современного искусства «Гараж»
Крымский Вал, 9, строение 32Потомственный концептуалист, художник, писатель, музыкант, автор изысканной графики, которую одинаково приятно видеть и на музейных стенах, и в домашней коллекции, Павел Пепперштейн – мастер создавать новые миры и мифы. Их выставка и исследует, начиная с ранних подростковых работ до совсем новых, созданных специально для этого показа. Экспозиция построена как череда комнат, каждая из которых рассказывает свою историю: библиотека несуществующих книг, политическая утопия с выдуманными героями, Жаклин Кеннеди, обои в цветочек, Ленин в хрустальном гробу и альтернативная история искусства с псевдо-Шишкиным и прочими – сплошная фантасмагория, обаятельная и потому затягивающая.
До 2 июня
Билеты: взрослый – 300 рублей, льготный – 150, дети до 10 лет – бесплатно
Московский музей современного искусства
Петровка, 25Ретроспектива отцов-основателей соц-арта – Виталия Комара и Александра Меламида, которую точно стоит увидеть. Искусство задорное, в таком объеме дуэт показывают впервые, да и сама экспозиция сделана блестяще. История возникновения соц-арта давно стала легендой: в 1972 году у двух выпускников Строгановки образовалась халтура: написать плакаты для подмосковного пионерлагеря к 50-летию пионерской организации. Готовиться начали заранее, зимой, согревались разными народными способами и в шутку представили персонажа, который пишет такие работы абсолютно искренне. Вынесенный в название английский вариант Komar&Melamid как раз и есть этот условный художник, множащий шутки и приколы. Сначала появились портреты близких в псевдоофициальной стилистике, а дальше было не остановить – разобрали по косточкам визуальные штампы, лозунги, портреты вождей, пионеров с рабочими. Название спонтанно родившегося направления – соц-арт – соединило родной соцреализм с американским поп-артом. Там, где работы Уорхола были о рекламе и перепроизводстве товаров, Komar&Melamid рассказывал о перепроизводстве советских символов.
до 9 июня
Билеты: взрослый – 350 рублей, льготный – 150 рублей, дети до семи лет – бесплатно
Галерея «Наши художники»
Сеченовский переулок, 2В 1920–30-е годы компания «Ситроен» организовала два масштабных автопробега по Африке и Азии, вошедшие в историю как «черный» и «желтый» рейды. Среди участников был Александр Яковлев, отличный художник и график, после революции обосновавшийся в Париже. Его этнографические зарисовки из обеих поездок произвели большое впечатление на французов в то время, были изданы отдельными альбомами и пользуются особой любовью нынешних коллекционеров. Два года назад галерея «Наши художники» показывала рисунки из африканской серии, сейчас – из азиатской (маршрут проходил через Ливан, Сирию, Афганистан, Китай). Все работы на выставке из частных собраний и редко появляются на публике.
До 7 июля
Билеты: взрослый – 350 рублей, льготный – 150 рублей
Институт русского реалистического искусства
Дербеневская, 7, строение 31Уникальный случай – выставка, для которой из музеев и частных коллекций собрана отличная живопись, графика и скульптура ХХ века, построена не вокруг художников, а вокруг критика, писавшего об искусстве с конца 1940-х до начала 90-х. В основе экспозиции – архив Александра Каменского, крупнейшего искусствоведа и арт-критика советского времени, автора множества статей, книг (заголовок одной из них как раз и перенесен в название выставки) и первой большой монографии о Марке Шагале. Работы классиков и современников – Шагала, Сарьяна, Фалька, Лабаса, Ларионова, Татлина, мастеров «сурового стиля» Попокова, Андронова, Салахова, нонконформистов Целкова и Зверева – стали «иллюстрациями» к статьям и книгам. Один из разделов выставки называется «Рыцарский подвиг», и это, по сути, описание того, чем искусствовед Александр Каменский занимался всю жизнь: на фоне официальной советской идеологии, несмотря на запреты и травлю, доказывал важность непризнанного искусства и значимость имен, которые сегодня у всех на слуху, выставляются в музеях и устанавливают рекорды на аукционах.
до 11 августа
Билеты: взрослый – 300 рублей, льготный – 150 рублей, школьники – бесплатно
Музей архитектуры имени Щусева
Воздвиженка, 5/25Основательная выставка, посвященная московской (по большей части) архитектуре рубежа XIX-XX веков. Представлены рисунки, чертежи, макеты, фотографии, эскизы росписей. Много Шехтеля (без него московский модерн невозможно себе представить), а также его коллег-современников. Рассказывают о том, как модерн появился, выкристаллизовался из предшествующей эклектики. Среди ключевых построек – здание ГМИИ имени Пушкина, храм Христа Спасителя, магазин «Мюр и Мерилиз» (нынешний ЦУМ) и Верхние торговые ряды (они же ГУМ), особняки Дерожинской и Морозова, Казанский и Ярославский вокзалы. В дополнение к столичной теме показывают и главного французского архитектора модерна – Эктора Гимара.
до 8 сентября
Билеты: взрослый – 300 рублей, льготный – 150, дети до 16 – бесплатно
04 мая, 2019