Кинотеатры закрылись, а это значит, что самое время наверстать упущенные новинки. Рассказываем о 7 сериалах и 7 фильмах, вышедших на стримингах, которые вам стоит посмотреть за этот локдаун: от безумного и ностальгического хоррор-альманаха с крысами-мутантами до нового шоу создателя «Гравити Фолз» о теориях заговора.
Для кого: для любителей независимых ужастиков и ностальгических виньеток
Спецназовцы врываются на заброшенный склад и находят целую гору странных видеокассет. На каждой из них — жуткие истории о гигантских мышах из канализации, биороботах, ходячих мертвецах и реднеках, использующих кровь вампиров для терактов. За затертой магнитной лентой, как вскоре выяснится, скрывается настоящее зло, и вот уже обмундированный до зубов отряд сам окажется в эпицентре мистических событий.
«З/Л/О 94» — новая часть культового хоррор-альманаха, который зажег не одну звезду жанра (режиссер «Годзиллы против Конга» Адам Вингард, например, выходец из этой франшизы). На сей раз перспективные постановщики даже рьянее, чем обычно, подражают эстетике старых VHS-кассет и снимают свои дикие истории в духе ужастиков 90-х. В одной новелле маячат отсылки в фильмам Ромеро, другая открыто признается в любви к трэшу студии Troma. Если ностальгия когда-нибудь и умрет, то точно не в этом году — на ее страже лучшие из лучших.
Для кого: для фанатов культового бэнда и трогательных документальных фильмов об ушедших эпохах
В разгар выхода мемов о «Дюне» и обсуждений «Игры в кальмара» легко было позабыть о, пожалуй, самой важной документальной премьере месяца. Тодд Хейнс, режиссер «Темных вод» и «Кэрол», решил рассказать зрителям об одной из влиятельнейших групп в истории рок-музыки The Velvet Underground. Хотя его фильм на поверку оказывается экскурсом в философию не только бэнда, но и всей эпохи 60-х.
Энди Уорхол и Лу Рид, экспериментальное кино и фантасмагоричный Нью-Йорк — Хейнс собирает не портрет, а настоящую мозаику из имен, лиц, мест и идей. Для фанатов автор приберег любопытные биографические детали из жизни членов коллектива, а вот для тех, кто просто проходил мимо и наткнулся на очередной документальный фильм о музыке, он приготовил полный ликбез на тему американской контркультуры.
Для кого: для тех, кто соскучился по старомодным фильмам об ограблениях
Приквел снайдеровской «Армии мертвецов», где на пути у героев оказываются не зомби, а сверхзащищенные сейфы. В этот раз все внимание приковано к очаровательному взломщику Дитеру, который еще не попал в отряд Дэйва Батисты и не отправился в Вегас, заселенный чудовищами. Эпидемия только началась, мир пытается бороться с вирусом, а немец знакомится с профессиональными воришками, планирующими сорвать куш во время чумы.
Все это напоминает «Друзей Оушена» и другие heist-movies (фильмы об ограблении): тут и хитрые тактики, и целый калейдоскоп знакомых типажей (от хакеров до водил-сорвиголов), и, разумеется, герой-харизматик, от которого не оторвать глаз. Маттиас Швайгхёфер — не только ведущий актер картины, но и ее режиссер, — постепенно подкрадывается к званию очередного нетфликсовского краша.
Для кого: для обожателей Джейка Джилленхола (иначе говоря, для всех)
После внушительного перерыва Джейк Джилленхол возвращается с большой ролью и выбирает для этого идеальный проект — камерный триллер со всего одним центральным персонажем. Полицейский Джо, которого после убийства на посту посадили в кресло оператора службы спасения, принимает тревожный звонок. Теперь в его руках — жизнь девушки, а ему самому в ближайший час предстоит, не выходя из колл-центра, с помощью старых связей и одного компьютера, помочь голосу на той стороне линии.
Попытка Антуана Фукуа («Тренировочный день») переснять популярный скандинавский триллер вряд ли бы задалась, не окажись в проекте Джилленхол. Даже самые абсурдные сюжетные твисты любимый актер озвучивает пугающе естественно: здесь не только саспенс строится на игре одного конкретного артиста, но и, в общем-то, весь фильм шатко-валко доковыливает до финала из-за экспрессивности нестареющей звезды.
Для тех, кто не может жить без мюзиклов
Режиссер нашумевших «Безумно богатых азиатов» Джон М. Чу вполне мог бы выпустить очередной кассовый хит. Разумеется, не появись на пороге проката коронавирус. Фильм, основанный на бродвейской постановке Лин Мануэль-Миранды (автор «Гамильтона»), неубедительно стартовал в кинозалах и спустя несколько месяцев перекочевал на стриминги, где, как ни странно, тоже был обделен вниманием.
Хотя «На высоте мечты» — самый что ни на есть зрительский мюзикл. Простой, как дважды два, совершенно не помпезный (фильм повествует о районе Вашингтон-Хайтс, где живут небогатые латиноамериканцы) и очаровывающий зрителя в том числе бойким репом в саундтреке — титульным жанром поздних 10-х. Выйди эта картина до печально известных событий, глядишь ее бы пообсуждали несколько дней в интернете. Зато сейчас можно хвастаться, что наткнулся, ладно, не на новый «Ла-Ла Лэнд» (до него далеко), но уж точно на самобытный мюзикл, ничем не уступающий попсовой «Мамма Mia!».
Для кого: для любителей боевиков и остроумных триллеров
Незаметный осенний шедевр, который легко пропустить, как ни странно, из-за отечественной локализации (с другой стороны, неясно, как вообще можно адекватно перевести название «Copshop»). Джо Карнахан — мастер олдскульных триллеров и боевиков — возвращается с новым фильмом в духе карпентеровского «Нападения на 13-й участок». Парочка заключенных, у которых между собой есть какая-то тайна, попадает за решетку, но вскоре к ним в камеру наведывается вооруженный до зубов психопат. Холл полицейской станции в течение нескольких минут перекрасится в кроваво-красный, а копы будут отчаянно бороться за свою жизнь.
Это циничное, жестокое и, что важнее, уморительное кино, вышедшее на стримингах непонятно за чьи добрые дела. «Хорошего, плохого, копа» хочется сравнить с работами Тарантино или Ричи, но делать этого не стоит. Во-первых, потому что так недалеко и до обмана: диалоги, равно как и герои, здесь совсем другого, более приземленного толка. Ну а во-вторых, потому что Карнахан — не безликий ремесленник, а выдающийся жанровый автор, который упивается эстетикой каждого кадра и снимает в безумном стиле, понятном только ему и его фанатам. Впрочем, у вас есть уникальный шанс примкнуть к обожателям постановщика — его новый фильм, благо, делает все, чтобы зритель вернулся в доковидную эпоху, когда трава была зеленее, боевики — безбашеннее, а Батлер еще не превратился в растиражированную звезду.
Для кого: для путешественников, которые сейчас мечтают хотя бы на пару часов оказаться в другой стране
Один из самых странных (но оттого не менее очаровательных) фильмов минувшего «Кинотавра». Любовь Мульменко, сценаристка «Комбината „Надежда“» и «Верности», попробовала себя в режиссуре и сняла живописную оду Белграду. В центре сюжета — девушка Надя (Надежда Лумпова), которая приезжает в столицу Сербии на несколько дней, но встречает милого бродягу Нешу и бросает свою старую серую жизнь в Москве.
У «Дуная» нет стройной фабулы: весь фильм строится на полудокументальных и импровизационных сценах, где герои гуляют, пьют и наслаждаются безмятежными теплыми деньками. Нет в нем и конфликта: на первом плане оказываются не сомнения Нади по поводу возвращения на родину, а попытка запечатлеть дикую безудержную жизнь белградцев. Но именно этой воздушностью дебют Мульменко и подкупит даже самого напыщенного эстета. «Дунай», в отличие от других первых работ молодых авторов, не хочет говорить обо всем и сразу — куда интереснее ему просто создавать на экране легкую эмоцию знакомства с неизведанным местом. Не это ли ощущение так важно, когда мы сидим дома на самоизоляции?
Для кого: для чувствительных натур
Выдающийся бенефис Маргарет Куэлли в сериале о домашнем насилии и трудностях жизни матери-одиночки. Героиня по имени Алекс сбегает от партнера-абьюзера и пытается начать все с чистого листа. Правда, прежде чем стать независимой, девушке предстоит сперва замарать руки: она устроится уборщицей, будет искать дешевое жилье и постарается не сойти с ума в бюрократическом аду. Это, возможно, не самый остроумный сериал Netflix на тему социального неравенства, но уж точно один из самых эффектных и трогательных: если вас не проймут злоключения бедняги-Алекс, появится лишний повод засомневаться в собственной эмпатии.
Для кого: для завсегдатаев стендап-клубов и тех, кто давно ждал тонкий отечественный сериал о современных проблемах
Главный сюрприз сезона — отечественная трагикомедия о стендапе и дисфункциональной российской семье от сценаристки «Аритмии» Натальи Мещаниновой. В этот раз она создала трогательный портрет молодого поколения в лице начинающего комика Гоши (Макар Хлебников, сын Бориса Хлебникова). Днем тот пытается ужиться с родителями и четырьмя сводными братьями и сестрами, а вечерами проверяет свои злободневные шутки на открытых микрофонах в стендап-клубах.
Увлеченность героя комедией здесь неспроста. В эпоху, когда юмор из средства эскапизма, удобного и безобидного побега от реальности превращается в оружие, Гоше и всем его коллегам суждено стать изгоями. Одноклассники избивают мальчишку за малейшие издевки, а родители с трудом принимают выбранный героем путь. Как вырасти, если каждое твое слово способно кого-то задеть и оскорбить? Как остаться честным перед собой, когда свет софитов и смех зала так и норовит ослепить и оглушить? «Пингвины моей мамы» — это не только сериал о печальной России настоящего, но и эталонный подростковый роман о юном бунтаре, столкнувшимся со всеми трудностями жизни.
Для кого: для повзрослевших фанатов «Гравити Фолз» и тех, кто любит подсчитывать поп-культурные отсылки (приготовьтесь, их здесь будет много)
Новый проект от создателя «Гравити Фолс» о таинственной компании Cognito Inc., которая отвечает за распространение теорий заговоров. Юная Рейган мечтает о повышении, но ее некоммуникабельность и асоциальность делают девушку изгоем в коллективе. Заветную должность героиня все-таки получает, однако есть один нюанс: к ней приставляют раздражающего харизматичного паренька Бретта, попавшего на работу, кажется, из-за одной лишь своей очаровательной улыбки.
Алекс Хирш и сценаристка Сион Такэути вновь рассказывают зрителю невообразимые истории о монстрах, роботах и инопланетянах. Теперь, правда, вместо вайба милой летней комедии на первый план выходит конфликт одиночки-карьеристки Рейган. Если «Гравити Фолз» — нежная ностальгия по детству, то «Корпорация» — едкий ироничный ситком о самоопределении, поиске себя в неприветливом мире и необходимости преодолевать внутренние барьеры.
Для кого: для любителей историй, основанных на реальных событиях. И для зрителей с выдержкой
Мини-сериал, в создании которого участвовал режиссер «Человека дождя» и «Доброе утро, Вьетнам» Барри Левинсон, вы сможете осилить за пару вечеров (к середине ноября выйдут все 8 серий). Правда, учитывая тему, вряд ли вам удастся посмотреть больше эпизода за раз. Дело в том, что «Ломка» повествует об одном из самых непростых периодов новой американской истории — опиоидной эпидемии, во время которой на препарат подсела внушительная часть населения материка. Фармкомпании позволили выписывать оксиконтин даже от незначительнейших заболеваний и люди стали повально страдать от зависимости.
«Ломка», к сожалению или к счастью, не желает смягчать углы. Перед зрителем разворачивается чудовищный сюжет о разрушенных судьбах и отчаявшихся людях — не просто драма с попыткой найти виновных, а настоящая депрессивная трагедия. Звездному касту (в главных ролях здесь Майкл Китон, Уилл Поултер, Питер Сарсгаард, Розарио Доусон и Майкл Стулбарг) только и остается, что наблюдать за неспешно подбирающимся апокалипсисом в одноэтажной Америке.
Для кого: для тех, кого человеческие истории привлекают больше сюжетов об инопланетном вторжении
Новая научно-фантастическая драма об инопланетном вторжении без, собственно, инопланетян. Такой парадокс связан с тем, что авторам куда интереснее показывать не гостей из космоса, а людей из разных точек света, заставленных врасплох новостью о визите пришельцев. Американский вояка оказывается один посреди афганской пустыни, шериф, отрабатывающий чуть ли не последний день перед пенсией, обнаруживает круги на кукурузном поле, а домохозяйка Аниша спешит забрать своих детей из школы.
«Вторжение» может разочаровать тех, кто ждал разудалого экшена, но точно понравится любителям нестандартной фантастики — да, неспешной, да, претенциозной, но по-своему самобытной. Во времена, когда маленькими зелеными человечками никого уже не напугаешь, остается удивлять зрителей историями маленького человека. Не зеленого, а вполне себе заурядного — такого, как мы с вами.
Для кого: для фанатов Стивена Кинга
Если сейчас и есть режиссер, которого можно назвать Стивеном Кингом от мира кино, так это Майк Флэнеган. Его новый сериал «Полуночная месса» — настоящая находка для фанатов короля ужасов и просто выдающийся хоррор о вере, столкновении культур и человеческом отчаянии. Действие происходит на изолированном острове, в центре сюжета — маленькая община, столкнувшаяся то ли с чудом, то ли с дьявольскими происками.
На протяжении неспешных часовых серий Флэнеган, а вместе с ним и зритель, детально рассматривает своих героев, изучает все их сомнения и пытается разобрать внутренний надлом каждого из депрессивных обитателей Крокетт-Айленда. Вопросов, как водится, больше, чем ответов, но ни один из не оказывается риторическим — кто-кто, а этот режиссер умеет покопаться в головах не только у своих персонажей, но и у публики.
Для кого: для фанатов «Детских игр» и злободневных хоррор-сериалов
Возвращение культовой куклы-убийцы, трепетно подготовленное ее же создателем — сценаристом и режиссером Доном Манчини. Для автора проект всегда был личным: что в оригинальных «Детских играх», что здесь он пытается рассказать о своих непростых отношениях с отцом и тяжелом детстве. Ну и, разумеется, удивить публику жестокими убийствами кровожадного болванчика.
Рефлексия Манчини, может, незамысловата и неоригинальна, но уж точно искренняя: в перерывах между слэшер-сценами автор предлагает поразмышлять на тему буллинга, неправильного воспитания и комплексов юности. Игрушечный Чаки, как нетрудно догадаться, тоже становится одной большой метафорой подросткового гнева и травм. Фанаты оригинальной серии будут в восторге от черного юмора и жестоких расправ, а юные зрители быстро подхватят осовремененный вайб олдскульного хоррора.
Автор: Влад Шуравин
29 октября, 2021