Бомбоубежище, роддом, библиотека: что было в московском метро во время войны

Бомбоубежище, зал для партсобраний и фуршетов, ставка Генштаба, родильный дом, кинотеатр, библиотека и, конечно, главный транспорт столицы – вспоминаем, как использовали Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны.

Места для женщин и детей

Бомбоубежище, роддом, библиотека: что было в московском метро во время войны

Во время налета немецкой авиации население укрывается на станции «Маяковская». Фото: ГУП «Московский метрополитен»

К началу Великой Отечественной войны московское метро проработало меньше десяти лет, была открыта 21 станция и три линии: зеленая, красная и синяя (правда, тогда они еще не были обозначены цветом). В апреле 1941 года Совнарком постановил приспособить подземную транспортную систему под массовое убежище, и на эту цель из бюджета выделялись значительные суммы.

Станции и тоннели самого красивого метро в мире были оснащены дополнительными системами газозащиты (была информация, что немцы собираются применить химическое оружие) и водоснабжения, а вестибюли тогда строили по возможности максимально далеко от платформы, чтобы по входной группе налетчики не догадались, куда сбрасывать бомбу. В ночь с 21 на 22 июля 1941 года метрополитен был впервые использован как бомбоубежище. Массивные бомбардировки закончились летом 1942 года, но официально метро сохраняло статус убежища почти до конца войны.

В момент налета действовали по отработанной инструкции: движение поездов останавливалось, напряжение с контактного рельса снималось. Матери с детьми и старики занимали лучшие места: на платформах станций и в поездах, куда пускали с совсем малышами, чтобы они могли спать на сиденьях. Остальные прятались в тоннелях на путях, которые накрывали специальными деревянными настилами. Сначала люди жаловались на невыносимую духоту, но эту проблему довольно быстро решили установкой дополнительной системы вентиляции.


Дети подземелья

Бомбоубежище, роддом, библиотека: что было в московском метро во время войны

Библиотека на станции «Курская». Фото: Архивный фонд города Москвы

Довольно быстро у каждой семьи в метро образовался свой участок. Спустившись, люди стелили матрасы, клали одеяла и подушки (громоздкие чемоданы со скарбом и одеждой проносить с собой не разрешали, а вот постельные принадлежности – пожалуйста). Пили чай, играли в домино, ходили друг к другу «в гости»… В общем, тут кипела жизнь. По разным источникам, в метро родилось от 217 до 243 детей: их принимали в фельдшерских пунктах, организованных в подсобках, где грели воду.

На станциях были оборудованы питьевые фонтанчики и туалеты, а кое-где даже точки продажи, где вечером можно было купить молоко в бутылочках и белый хлеб для детей. Дежурили милиционеры: пресекали конфликты, успокаивали людей и выгоняли паникеров, которых в следующий раз прятаться уже не пускали.

Также в метро проводили концерты, показы фильмов и политагитацию. На «Курской» в ноябре 1941 года организовали филиал библиотеки: в декабре ее посетило больше тысячи человек, а самой популярной книгой, что, впрочем, неудивительно, оказалась «Война и мир».


Рок «Арбатской»

Московское метро сохранило жизнь миллионам, но не обошлось без жертв. Самой трагичной оказалась история станции «Арбатская»: в ночь на 23 июля 1941 года из-за бомбы, попавшей в перекрытие тоннеля неглубокого заложения, погибли 14 человек: в образовавшуюся воронку хлынула вода из поврежденного водопровода, а днем еще 46 – их задавила толпа, которая бросилась к станции, услышав сигнал воздушной тревоги.


Ставка Генштаба

В июле Генштаб отгородил себе часть «Белорусской»: по ночам туда перевозили сотрудников для работы с секретными картами и документами. Было не очень удобно, ведь на другой половине станции спасались обычные граждане. К концу лета штабным все-таки выделили отдельную ставку – станцию «Кировская» («Чистые пруды»). Поезда стали проходить ее без остановок, а платформу отгородили деревянными щитами.


Тайное партзаседание

Бомбоубежище, роддом, библиотека: что было в московском метро во время войны

Сталин выступает на торжественном заседании Московского совета, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической Революции, на станции метро «Маяковская». Иллюстрация: ГУП «Московский метрополитен»

6 ноября 1941 года, несмотря на то что фашистская армия была на подступах к Москве, на станции «Маяковская» состоялось тайное, но очень торжественное заседание в честь 24-й годовщины революции, в котором участвовали 2 тысячи человек. Место до последнего держали в тайне, а приглашение передавали за несколько часов до начала устно. В честь праздничного совещания самую глубокую тогда станцию метро украсили бархатом, живыми цветами и бюстом Ленина. Привезли бутерброды, баранки, мандарины и пиво – буфет устроили прямо в стоящих вдоль платформы вагонах. Кресла и массивную трибуну доставили прямиком из Большого театра.

Сталин со свитой прибыл на специальном бронированном поезде. Остальные участники дошли по тоннелям – была объявлена воздушная тревога, и напряжение сняли. После доклада вождя состоялся концерт, на котором пел оперный певец Иван Козловский, специально вызванный из Куйбышева (Самара). По мнению историков, именно заседание в метро и последовавший за ним знаменитый парад на Красной площади во многом помогли укрепить боевой дух и переломить ход войны.


Неслучившийся взрыв

В годы войны метро не переставало работать, хотя и вполсилы: количество вагонов в составах тогда сократили с шести до четырех. Всю осень и зиму 1941–1942 года школы в столице не работали, и многие дети развлекались тем, что просто катались на метро – тогда оно казалось невероятным аттракционом. Единственный день за всю историю московской подземки, когда она закрыла свои двери, – 16 октября 1941 года, когда фронт вплотную приблизился к Москве. Важнейший стратегический объект по указанию наркома путей сообщения Лазаря Кагановича планировали взорвать и затопить, но Сталин принял решение остаться в столице, и приказ был отменен. Хотя уже вовсю шла эвакуация оборудования и вагонов, а 76 скульптур со станции «Площадь Революции» перевезли в Среднюю Азию – и вернули их на место только в 1944 году.


Строительство без перебоев

Бомбоубежище, роддом, библиотека: что было в московском метро во время войны

Работники Службы пути московского метро за ремонтом танка(1941 год). Фото: ГУП «Московский метрополитен»

Во время войны строительство метро не прекращалось, хотя в те годы штат метростроевцев состоял преимущественно из женщин (более чем на 70 %): власти посчитали, что заморозить стройку будет дороже. Всего в военные годы проложили 30 километров путей и открыли семь новых станций, среди которых была «Новокузнецкая». Мозаику для нее делали в блокадном Ленинграде и перевезли в столицу ценой невероятных усилий. Кстати, первый немецкий самолет 22 июня 1941 года сбил именно метростроевец – Алексей Рязанов.

Ольга Распопова

закрыть

Мы хотим быть там, где вам удобно, поэтому теперь узнать о том как провести время в Москве можно из наших аккаунтов в соцсетях. Мы говорим об этом городе понятно и интересно. Мы рассказываем о нем для вас.

Команда The City