В прокат выходят сразу два отечественных фильма о войне – о Великой Отечественной и об Афганской. Но если вы к ним не готовы, то вас развлекут Арми Хаммер, Энн Хэтуэй и российская комедия «Дар». Кинокритик Егор Москвитин – о главных кинопремьерах этой недели.
«Война Анны» Алексея Федорченко – странное переплетение «Иди и смотри» Элема Климова и «Хребта дьявола» Гильермо дель Торо. С одной стороны, это правдивый, жестокий в своем реализме, парализующий волю взрослого зрителя портрет ребенка, переживающего Великую Отечественную. Портрет, написанный сажей: главной героине около семи лет, и весь фильм она только и делает, что прячется в камине немецкой комендатуры на оккупированной русской земле. С другой стороны, в это почти немое кино вторгаются призраки, галлюцинации, игра света и тени и другие приметы визионерского кино. Ведь все ужасы войны для ребенка сродни страшной сказке, которую рассказывают не взрослые (способные указать, где добро, а где зло), а сама жизнь. Впрочем, режиссер Алексей Федорченко, как и его сценарист Наталья Мещанинова, против сравнений фильма с эскапистскими фантазиями вроде «Хроник Нарнии». Камин – это не шкаф, а оккупация – это не фэнтези. Но есть что-то такое в глазах маленькой Анны (и выдающейся актрисы Марты Козловой), что заставит вас воспринимать этот трогательный фильм как мрачную сказку.
В фильме Павла Лунгина, вопреки опасениям ветеранов, не оказалось ничего такого, что бы мы не видели раньше в российских и американских антивоенных картинах. Более того, на фоне «Взвода» Оливера Стоуна или «Блокпоста» Александра Рогожкина это кино кажется по-настоящему невинным. Действие разворачивается в последние дни афганской кампании. Советские разведчики пытаются организовать проход целой дивизии через вражеский перевал. Боевики берут в плен летчика. Его отец, боевой генерал, думает о том, не разбомбить ли все вокруг. Павел Лунгин может ассоциироваться у современного зрителя с малоподвижной режиссурой, но «Братство» способно удивить. Это резкий, правдоподобный, страшный, вдумчивый и по-своему красивый (ведь есть упоение в бою) фильм о войне. И наши солдаты в нем, кто бы что ни говорил, оказываются героями по-настоящему нравственными и сильными духом. Содержание ленты полностью соответствует ее названию, а это главное. А после кино – ведь выходные длинные – можно посмотреть еще и отличный сериал «Ненастье» по роману Алексея Иванова, посвященный судьбе ветеранов-афганцев в новой стране. Эти произведения отлично дополняют друг друга и сообща создают портрет поколения, которого, по аналогии с западной литературой двух мировых войн, хочется назвать потерянным. И чем больше будет таких фильмов, сериалов и книг, как у Алексея Иванова, тем больше шансов это поколение все же найти.
Помните очаровательных «Сердцеедок» с Сигурни Уивер и мечтой любого подростка из девяностых Дженнифер Лав Хьюитт? На случай, если не помните: это остроумная комедия про династию брачных аферисток, доводивших мужчин до нервных срывов и финансовых банкротств. «Отпетые мошенницы» – духовные преемницы «Сердцеедок», такие же легкие и нахальные. Энн Хэтуэй и Ребел Уилсон изображают двух аферисток, ловко втирающихся в доверие к тщеславным богачам. Кроме отличного юмора, находчивого сценария и неотразимых актрис, фильм хорош еще и тем, что ставит женщин в драматургическую ситуацию, в которой обычно находятся мужчины. Жанр «Отпетых мошенниц» – бадди-муви: кино о двух напарниках, не похожих друг на друга. Девушкам эта история, как выяснилось, очень к лицу.
Довольно неказистый фильм, зато с Арми Хаммером – актером, слезинка которого, как известно, стоит целого мира. В основе сюжета – реальный трагический инцидент, произошедший в Индии: захват террористами отеля «Тадж-Махал Палас» и серия нападений в Мумбаи. Теракт 2008-го года унес жизни 175 человек. Превратившиеся в заложников постояльцы элитной гостиницы – в основном европейцы и американцы – прятались от боевиков несколько дней. Проблема фильма в том, что он не совсем понимает, как распорядиться драматургическим потенциалом этой истории. Превращать трагедию в боевик вроде «Крепкого орешка» – неловко, да и Арми Хаммер и Дэв Патель не Брюс Уиллис и не Сэмуэль Джексон. Но для того, чтобы снять по-настоящему высокую трагедию о сложности современного мира, о столкновении цивилизаций и о вечном непонимании Западом Востока, нужен был гораздо более опытный режиссер, чем Энтони Марас. Так что рекомендуем фильм лишь фанатам Арми Хаммера. Роль хозяина жизни, моментально теряющего весь свой статус и уверенность в себе, ему очень идет.
Автор «Дара» Михаил Кукушкин известен прежде всего как продюсер. С его участием снимались культовые «Неадекватные люди» и умные треш-комедии типа «Мертвым повезло». Но его полнометражный режиссерский дебют – «Дар» – год назад заметил «Кинотавр», и полюбили если не зрители, то уж критики точно. У Кукушкина получился эдакий русский ответ победившему недавно в Каннах шведскому «Квадрату» – такая же едкая и абсурдная сатира на современное искусство и беспомощность, которую обыватель испытывает при встрече с ним. Уволенный с завода престарелый работяга запивает свое горе в гараже, выходит пописать и обнаруживает, что нечаянно изобразил на снегу «Мону Лизу». Его талант живописца тут же становится сенсацией в городке. Портрет у народного художника спешат заказать и местные олигархи, и вороватые чиновники, и девушки из Instagram, и откровенные бандиты. Но не успеет зритель обмякнуть от умиления, как эта трогательная и теплая семейная комедия вдруг превращается в страшную русскую трагедию с той же идеей, что и в каком-нибудь «Левиафане». Удивительное кино!
08 мая, 2019