Наш кинокритик Егор Беликов выбрал главные премьеры уходящего года, которые можно посмотреть на стриминговых платформах. В подборке британский черный юмор, фильм самого Паоло Соррентино, дебют Леонардо ДиКаприо на Netflix и несколько отечественных продуктов.
С 6 декабря на «Амедиатеке»
Для начала — зрительская отрада, неглупый, увлекательный, одновременно драматический и наполненный черным юмором мини-сериал «Садоводы», что важно, длиной всего четыре серии, то есть можно управиться за вечер. И, скорее всего, оторваться вы от него не сможете, как не смог выключить его я, хотя смотрел глубокой ночью. Уже сама по себе реальная история, которой вдохновлялся сценарист, невероятна, в нее просто невозможно поверить. Если что, дальше не последует спойлер, это рассказывается в самом начале первой серии.
Супруги из Великобритании были осуждены за двойное убийство, как они сами утверждали, неумышленное, они прямо сейчас продолжают отбывать срок в тюрьме и при этом настаивают на своей невиновности. Словом, это не тот детектив, в котором надо угадать, кто же убийца — дворецкий или садовник, здесь все вроде бы понятно. Но это тот случай, когда стоит делать выводы сразу, ведь потом на арену выходит парочка главных героев, и это надо видеть.
В главных ролях здесь Дэвид Тьюлис (вы его знаете по «Гарри Поттеру», он там был Римусом Люпином) и Оливия Колман, оба немолодые актеры, которые вроде бы никак не подходят на роли Бонни и Клайда — ну так они и не подходят максимально. Ведь играют эти артисты великовозрастных неудачников, которые так очаровательны в своей нелепости, что им невозможно не посочувствовать. Они, к примеру, сами попадаются полиции, несмотря на то что пытаются скрываться во Франции много лет. Он никак не может устроиться на работу, она живет в мире классического кинематографа. Реально большая неожиданность, что к концу года вдруг из ниоткуда появляются такие значительные актерские работы.
С 15 декабря на Netflix
Сегодня имя Паоло Соррентино известно примерно всем, кто хоть сколько-нибудь увлекается кино. Быстро перечислим его основные достижения: блистательный сериал «Молодой Папа», фильм «Великая красота», завоевавший «Оскар», «Молодость» с Майклом Кейном и Харви Кейтелем. Паоло по-настоящему наследует традиции великих итальянских режиссеров, его предшественников: Бернардо Бертолуччи, Федерико Феллини — не имена, а музыка.
Минутка не занудного киноведения: в свое время Феллини снял гениальный без преувеличений фильм под названием «Амаркорд», основанный на личных воспоминаниях о его детстве в годы фашизма, но изрядно дополненный фантазиями. Соррентино использует тот же метод, но его собственная биография не требует даже феллиниевского приукрашивания — настолько она удивительна. Будущий режиссер рос в Неаполе, увлекался футболом, болел за Наполи, особенно когда там играл сам Диего Марадона, рос в любящей семье. А вот дальше с ним произошло то, что навсегда разделило его жизнь на до и после и позже превратило в режиссера, — ужасная трагедия, о которой я здесь не расскажу, потому что это адский спойлер.
Но важно понимать, что перед нами вовсе не занудный мемуар 50-летнего постановщика, который решил понудеть о том, что раньше трава была зеленее. В этом фильме есть и магия, и сексуальность, и помешательство, и вообще в каждом кадре очень много жизни, очень подлинной. Еще «Рука бога» получила особый приз жюри на Венецианском кинофестивале и поедет на «Оскар» от Италии, что тоже немаловажно.
С 16 декабря на «Кинопоиске»
Онлайн выходит российский фильм «Медея» — это авторское кино, и часто многие начинают опасаться смотреть что-то, что причисляют к этой многострадальной категории, но в данном случае напрасно. Безусловно, картина не обещает легкого времяпрепровождения в ее компании, но все же редко случаются произведения такой концентрации, яркости и многозначности. Сюжет для тех, кто увлекался мифологией в детстве, пересказывать не потребуется, но важно подчеркнуть, что режиссер Александр Зельдович переносит известную фабулу о женщине, убившей брата и детей, в современность.
Кстати, постановщик этот примечателен тем, что снимает примерно один раз в десять лет — так уж получается у него. Итак, замужняя девушка без имени собирается вслед за мужем переехать в Израиль, а когда они все же перебираются в другую страну, выясняется, что у нее за душой некий грех, и еще она, кажется, начинает сходить с ума. На «Кинотавре» Зельдовича обвинили в мизогинии — так по-умному называют предубеждение по поводу женщин и женских образов. Но эту картину, наверное, стоит понимать не так примитивно. Действительно, главная героиня проходит через огромное количество испытаний, предначертанных ей древнегреческим сюжетом, ее есть в чем обвинить, она убийца, совершающая свои преступления вроде бы во имя любви, но это, понятно, не оправдание.
Но это кино несколько сложнее, в нем происходит настоящая чертовщина и черная магия, и не хочется рассказывать о ней заранее — предупрежу лишь, что первые минут 20 фильма могут показаться раздражающими, их стоит перетерпеть, дальше эти зрительские старания окупятся.
С 17 декабря на Apple TV+
Фильм «Лебединая песня», может, не претендует на большие призы, но в нем формулируется кое-что важное о человеческой морали. Изначальная предпосылка такова: графический дизайнер по имени Кэмерон знает, что скоро умрет от опухоли мозга, а сказать об этом жене и сыну не решается. Но он живет в некотором не очень отдаленном будущем, где появилась возможность сделать генетически идентичного клона, а затем перенести ему воспоминания, подсознание — всю личность прототипа. Но это уже будет другой человек, то есть главный герой неизбежно умрет, но, возможно, не оставит в одиночестве семью. Насколько это правильно — так поступить?
С 21 декабря на Amazon Prime
Режиссер Аарон Соркин только по какому-то несчастливому недоразумению не попал со своим новым фильмом «Быть Рикардо» в оскаровский пул, хотя на это многие рассчитывали. Его предыдущий фильм «Суд над чикагской семеркой» выходил на Netflix и всерьез претендовал на главные награды сезона, но многие статуэтки у него из-под носа увела «Земля кочевников».
Новая работа мастера американской словесности, сценариста «Социальной сети» выходит на Amazon Prime — и пока прямиком в молоко: отзывы американских критиков кислые и намекают на то, что кино будет спорное. Хотя основа сюжета реально потрясающая: это реальная история двух актеров, которые снялись в первом в истории ситкоме под названием «Я люблю Люси». Тогда главных героев — семейную пару Люси и Рики Рикардо — сыграли настоящие супруги Люсиль Болл и Дези Арназ, и это был прорыв для телевидения 1950-х годов. После окончания сериала артисты развелись: Люсиль заявляла, что брак этот был кошмарным, но потом они почему-то дружили вплоть до смерти Дези. За декорации великого ситкома Аарон Соркин заглядывает вместе с Николь Кидман и Хавьером Бардемом.
С 2 декабря на More.tv, 5-я серия выйдет 23-го
Название нового российского сериала «Ваша честь» покажется кому-то подозрительно знакомым. Особо насмотренные даже видели американский сериал с таким же названием, там еще был Брайан Крэнстон, но вообще это ремейк одноименного израильского произведения. Да и у нашей вариации на тему актер в главной роли не меньше по масштабам — аж целый Олег Меньшиков. По жанру это брутальный и очень интенсивный триллер. Главный герой — чрезвычайно принципиальный судья, а в России, как известно, этот сюжетный нюанс воспринимается еще более остро. Так вот, этот судья вынужден спасать из передряги собственного сына, а он, неблагодарный, покалечил в ДТП сына криминального авторитета — его роль, на секундочку, играет великий Алексей Серебряков. Очень рады снова его приветствовать на Родине в мощных злодейских образах.
Разумеется, из такой нетривиальной коллизии следует, что после завязки случится еще немало неожиданных поворотов и разворотов. Есть, конечно, некоторое ощущение, что российская «Ваша честь» — это какое-то телемыло. Скажем честно, не без этого, но американская версия была в этом смысле еще более глупо устроена, а в наших широтах эта история приобретает неожиданный политический подтекст. Под конец года вообще мало что выходит, так что если совсем нечего смотреть, то и «Ваша честь», наверное, сгодится.
С 24 декабря на Netflix
Во-первых, это дебют Леонардо ДиКаприо на Netflix, во-вторых, компанию ему составляют Тимоти Шаламе, Дженнифер Лоуренс, Кейт Бланшетт, Мэрил Стрип, Джона Хилл, почему-то певица Ариана Гранде и еще куча приличных артистов.
Фильм, как свидетельствует слоган на постере, основан на «реальных возможных событиях», то есть такое, наверное, могло произойти, но не произошло. Два астронома (ДиКаприо и Лоуренс) обнаруживают, что к Земле летит метеорит, он всех убьет через полгода, и тогда ученые начинают тур по всем американским медиа, чтобы хоть кто-то поверил их криптологическим историям, а им никто не верит, потому что на дворе эпоха фейк-ньюс.
Американцы докладывают, что фильм не слишком удачный, но в чем там юмор, все же интересно разобраться.
Уже на Premier
А теперь кое-что совершенно другое. Несколько неожиданная рекомендация, но посмотрите новый сезон программы «LAB. Лаборатория музыки Антона Беляева». По сути, это такое кавер-шоу, которых немало, но это особенное. Дело в том, что затертой музыке благодаря впечатляющим оркестровым аранжировкам и девичьему хору добавляются новые смыслы, это звучит реально потрясающе. Поразительное зрелище — оркестр играет, все это снимает несколько камер, каждая деталь оригинальной песни переосмыслена, да и голоса уже популярных исполнителей раскрываются совсем по-новому.
В общем, объяснить, зачем смотреть эту передачу, сложнее, чем просто ее посмотреть, и сразу все станет понятно, причем лучше, если смотреть не нарезки только с музыкой, а целиком все серии — так намного увлекательнее, видно всю подноготную. Уже вышли эпизоды со Скриптонитом, Славой Марлоу, группой Little Big и Ильей Лагутенко.
21 декабря, 2021