Какими театральными событиями запомнился 2021 год

Какими театральными событиями запомнился 2021 год

Этот год по сравнению с предшествующим оказался светским и насыщенным: много значимых премьер, восстановленная фестивальная жизнь, юбилеи. The City отобрал самые значимые театральные события 2021-го.

Премьеры государственных театров

Практически все режиссеры, которых принято считать мэтрами — они давно признаны и зрителями, и критиками, и фестивалями, — выпустили в этом году по спектаклю, а некоторые даже не по одному. Вот самые любопытные из этих проектов.


«Король Лир»

Режиссер Юрий Бутусов

Какими театральными событиями запомнился 2021 год

vakhtangov.ru

Несколько лет назад Юрий Бутусов, главный режиссер Театра имени Евгения Вахтангова, повторно обратился к «Гамлету», а в 2021-м вернулся к еще одной шекспировской пьесе и поставил «Короля Лира». Мир в этом спектакле сломан, он сошел с рельс, а точнее, с орбиты. Огромная луна сводит всех героев с ума. На Земле наступила страшная буря. Можно только надеяться, что переживешь ее. Шекспировские герои пытаются найти точки опоры в себе, друг в друге, в собственных принципах, чтобы устоять на ногах. Спектакль приглашает поразмышлять и прочувствовать, как меняется мир и отношения в нем, когда возникает полная растерянность перед будущим и дезориентация в настоящем.

Где: Театр имени Евгения Вахтангова
Ближайшие спектакли: 30 декабря, 6 и 23 января


«Война и мир»

Режиссер Римас Туминас

Какими театральными событиями запомнился 2021 год

vakhtangov.ru

Еще одна важная премьера Театра имени Евгения Вахтангова — художественный руководитель театра Римас Туминас поставил «Войну и мир». С одной стороны, сюжетно охвачены все четыре тома, с другой — выбраны лишь важные для литовского режиссера сцены. Спектакль совершенно не стремится стать дотошной иллюстрацией к роману. Скорее, текст Толстого позволяет Туминасу говорить о бесчеловечности войны реальной, казалось бы, далекой, но все равно настигающей, и войны метафорической, которая идет в семьях, в парах, в несчастливых браках.

Где: Театр имени Евгения Вахтангова
Ближайшие спектакли: 4, 5 и 19 января


«Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция»

Режиссер Дмитрий Крымов

Какими театральными событиями запомнился 2021 год

©Екатерина Цветкова/fomenki.ru

Дмитрий Крымов давно рассказывает зрителям театральные секреты. Чего стоит истовый монолог помощника режиссера о его работе, который звучит в спектакле «Му-Му»». Спектакли Крымова часто о сложности существования в театре и невозможности выжить без него.

«Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция» пускает зрителей в техническое закулисье. Главный герой — престарелый режиссер, который готовится к последним прогонам перед премьерой. Он явно когда-то был великим (или по крайней мере очень известным и маститым), а сейчас устал, выгорел и постарел. Вот и ставит в очередной раз давно и хорошо знакомую моцартовскую оперу. В главной роли Евгений Цыганов, и это, пожалуй, одна из лучших его ролей, если не лучшая.

Где: «Мастерская Петра Фоменко»
Ближайшие спектакли: 5 и 14 января, 14 и 22 февраля


«На всякого мудреца довольно простоты»

Режиссер Константин Богомолов

Какими театральными событиями запомнился 2021 год

theatreofnations.ru

После долгой паузы в работе над Островским Константин Богомолов вновь обратился к этому автору и поставил едкий спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» в Театре наций. «Не скрываю, что переписывал текст Островского, добавляя из других, казалось бы, бесконечно далеких от Александра Николаевича авторов, сочиняя самостоятельно. В случае с Островским мне кажется это наиболее естественным, потому что он писал свои комедии про здесь и сейчас, реагировал на яркие события своего времени» — цитата режиссера на сайте театра предостерегает всех, кто слишком трепетно относится к наследию классика. Действие перенесено в мир столичной элиты и тематически рифмуется с недавно снятым и воскресшим «Идеальным мужем». Но за прошедшее время Богомолов более прочно вошел в прослойку богемы, и поэтому интонация обличения сменилась на сатиру с оттенком самоиронии.

Где: Театр наций
Ближайшие показы: 23 и 24 января


«Декамерон»

Режиссер Кирилл Серебренников

Какими театральными событиями запомнился 2021 год

gogolcenter.com/

«Декамерон» — международный проект, что усложнило бы процесс работы и при нормальных условиях, а уж в ковидные годы играть его — чистой воды героизм. Из 100 новелл романа Кирилл Серебренников выбрал десять. Столько же в проекте артистов, только пять из них русские, а другие пять — немцы. Существует два набора декораций, чтобы показы без накладок проходили поочередно в Deutsches Theater Berlin и в «Гоголь-центре». Действие перенесено в наши дни, но, как и у Боккаччо, изолированные от внешнего мира герои сидят и размышляют о любви среди смертей и чумы. Может, именно чувства позволяют им выжить.

Где: «Гоголь-центр»
Ближайшие показы: 4, 5 и 6 февраля


«Мастер и Маргарита»

Режиссер Робер Лепаж

Какими театральными событиями запомнился 2021 год

theatreofnations.ru

Совсем недавно прошла премьера еще одного проекта, где задействован иностранец: канадский режиссер Робер Лепаж выпустил спектакль по роману «Мастер и Маргарита». Это вторая работа Лепажа в Театре наций. Первая, «Гамлет | Коллаж», хоть и была технологически сложной и зрелищной, но все же уступает по масштабу сценическому воплощению Булгакова.

Режиссер очень осторожно отнесся к тексту, попытавшись максимально сохранить сюжетные линии. Артистов всего 13, а список ролей кажется бесконечным. Главной все же оказалась история Мастера и Маргариты, которая сводит воедино все миры. Они оба находятся в пространстве Москвы, Мастер отвечает за роман про Иешуа и Понтия Пилата, а Маргарита — за бал сатаны и Воланда с приспешниками.

Где: Театр наций
Ближайшие показы: 2, 3, 4 и 5 февраля


Спектакли независимых компаний

Несмотря на ограничение рассадки и невозможность пускать зрителей без QR-кодов, независимые проекты тоже продолжили появляться.


«Финист Ясный Сокол»

Режиссер Женя Беркович

Какими театральными событиями запомнился 2021 год

bpstd.ru

«Финист Ясный Сокол» — спектакль театральной компании «Дочери СОСО» по одноименной пьесе Светланы Петрийчук. Это камерная история о женщинах, которые дистанционно вышли замуж за представителей радикального ислама и уехали к ним в Сирию. В основу пьесы легли реальные приговоры и протоколы допросов. Они чередуются с фольклорными вставками о прекрасном Финисте, которым кажутся бедным женщинам имитирующие нежность и любовь вербовщики. Спектакль сочетает языческую, условно-славянскую и мусульманскую эстетики и производит впечатление своей выверенной красотой.

Где: «Боярские палаты СТД»
Ближайшие показы: 26 и 27 января


«Эмигранты»

Режиссер Юрий Муравицкий

Какими театральными событиями запомнился 2021 год

«Эмигранты» Славомира Мрожека, пожалуй, самая известная пьеса драматурга, которую тем не менее редко ставят в России. В тексте есть не только натуралистичный быт — подвал, в котором плохо уживаются два эмигранта, бедность и сырость, — и социальные проблемы 1970-х годов, но и философские рассуждения о выборе жизненного пути. Вся пьеса — диалог, а иногда и диспут между мечтающим о свободе интеллигентом и прагматичным работягой.

В проекте театрального агентства Art Partner Муравицкий избавляется от бытового плана. Он помещает героев в стерильную телестудию, тем самым открыто противопоставляя убеждения персонажей и превращая «Эмигрантов» в дискуссию о выборе жизненной стратегии.

Ближайшие показы: 5 апреля в театре Пушкина и 20 апреля в ММЦ «Планета КВН»


«Торжество»

Режиссер Андрей Стадников

Какими театральными событиями запомнился 2021 год

meyerhold.ru

Проект независимой продюсерской компании «Второе действие» идет в Центре имени Мейерхольда. Театральный текст опирается на смонтированные разнородные тексты, как поэтические, так и прозаические — использован даже сценарий советского мультфильма «Маугли», — и их пластическое выражение. Спектакль состоит из трех частей: «Город», «Деревня» и «Утопия». В каждой осмысляются взаимоотношения человека с природой, его попытки подчинить окружающий мир или слиться с ним. Преобразовать или найти ключ к пониманию. Научиться существовать в гармонии или уничтожить друг друга.

Где: Центр имени Вс. Мейерхольда
Ближайший показ: 31 января


Назначения

В этом году во многих государственных театрах, помимо громких премьер, были и громкие перестановки. Алексей Агранович сменил Кирилла Серебренникова на посту худрука «Гоголь-центра» и продолжает политику театра последних лет. Правда, контракт у Аграновича срочный, поэтому через пару месяцев снова возникнут опасения за сохранность театра. Во МХАТе имени Горького и МХТ имени Чехова тоже появились новые руководители, причем почти одновременно. Генеральным директором первого стал Владимир Кехман — с момента прихода к власти он успел снять нашумевший спектакль с Ольгой Бузовой и объявить о скором капитальном ремонте. В МХТ имени Чехова на должность художественного руководителя пришел Константин Хабенский. На первом сборе труппы он объявил о планах на несколько сезонов вперед, аж до 2024 года.


Юбилеи

В этом году сразу у нескольких театров были юбилеи. Один из них — самый молодой — уже упомянутый Центр имени Вс. Мейерхольда. Зато дата была двойная: самому театру 30 лет, а зданию — 20. Праздновали спектаклем Space X. Это работа петербургского театра Post, основателем которого является нынешний худрук ЦИМа Дмитрий Волкострелов. Эта работа посвящена архитектуре: спектакль рождается из взаимодействия зрителей и артистов с пространством, в котором он идет. Его можно играть в любом месте.

Следующим по старшинству оказался «Современник» — ему исполнилось 65 лет. В ММОМА прошла выставка, посвященная этому событию, куратором которой стал Алексей Трегубов. Кроме того, состоялся показ документального спектакля драматурга Михаила Дурненкова и режиссера Виктора Рыжакова «Вечно живые. История в лицах», посвященного созданию театра. В работе была занята практически вся труппа.

Самый опытный — Театр имени Евгения Вахтангова. Ему исполнилось 100 лет! Но празднование было подчеркнуто скромным — Римас Туминас объявил день тишины. Театр был открыт для всех, кто хотел прийти. Зрители могли поговорить с артистами в фойе, спокойно побродить по залам, угоститься пирожками. В зале звучали записанные голоса покойных артистов театра, а над пустой сценой возникала лаконичная проекция — имя и фамилия говорящего. 13 ноября театр имени Евгения Вахтангова посетило около 5 тысяч зрителей.

Текст: Алиса Литвинова

Фото: Яна Овчинникова/@vakhtangovtheatre

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости