Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент»

Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент»

Художник Дмитрий Каварга — настоящий творец нашего времени, который предпочитает оставаться практически инкогнито, говоря с миром исключительно посредством своих скульптур и инсталляций. Поговорили с Дмитрием о том, что значат его работы, для кого он их создает и почему предпочитает жить практически в лесу, вдали от мегаполиса.

— Дмитрий, вы профессиональный скульптор, но при этом создаете еще и инсталляции, причем очень необычные. Как долго вы искали свой путь в искусстве?

— Я занимаюсь искусством с самого детства, не отвлекаясь ни на что другое. Художественное формирование я получил в среде московских нонконформистов и неоэкспрессионистов. Это была уникальная ситуация: в то время в СССР главенствовал социалистический реализм и лишь небольшое сообщество художников работало вопреки системе в совсем других авангардных направлениях искусства. Как раз в этом кругу я провел детство и юность. Все было прекрасно, у меня был мощный старт, но затем мне потребовались десятилетия на формирование собственного творческого пути. Впрочем, я и сейчас в поиске.

— Что вас вдохновило на ваши работы? Есть ли какая-то отправная точка?

— Большую часть жизни я находился на территории живописи, даже не мысля ни о какой скульптуре. Однажды мне показалось интересным увеличить фактурность масляных красок, тени от мазков придавали картине новые свойства. Тогда это был микроскопический эксперимент, но он стал ключом к порталу.

За несколько лет мои картины превратились в гигантские тяжелые рельефы, а затем от одного пятиметрового рельефа отделилась самостоятельная скульптура. Дальнейшая трансформация была стремительной: скульптура стала интерактивной, мутировала в инсталляцию, роботизированные кинетические объекты, уличные скульптуры, некоторые из которых даже замахнулись на архитектуру.

Работы стали технологичными и мультимедийными, но к холстам и краскам я обязательно вернусь, и уже совсем скоро. Мне нравятся обновления — они убивают рутину и превращают жизнь в постоянный живой эксперимент.

Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент»

«Диффундирование формообразований» 2005 г.


— Каким вы видите будущее ваших скульптур? Что можете сказать о скульптуре «Транспортное вещество»?

— Уже несколько лет я работаю над большим циклом ландшафтных объектов — мои биоморфные вещества взрастают там и тут, в лесах, городах и парках.

Скульптуры этого проекта очень живые и экспрессивные. Например, проект «Транспортное вещество», выставленный на Северном речном вокзале, сделан из деталей утилизированных автобусов. Это пятиметровая инсталляция, напоминающая гигантское фантастическое растение.

Я могу сравнить свои работы с мицелием гигантской грибницы — большая часть скрыта от глаз, но при этом они буквально проламывают почву своими нитями. Они несут в себе дух конкретного места, игнорируя навязчивые идеи рассудочности и упорядоченности. Будущее — за свободой восприятия!

Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент»

«Транспортное вещество» экспозиция Музея Транспорта Москвы в поп-ап пространстве на Северном речном вокзале

Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент»

«Каваргианское вещество» 2021 г.

Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент»

«Павловское вещество» 2021 г. экспозиция музея академика Павлова в Колтушах


— Как долго живут ваши работы?

— Современные полимерные технологии позволяют создавать очень стойкие к старению работы. Речь о десятилетиях, точнее не скажу, потому что пока не наблюдал процесс их разложения.

— Как долго шла работа над инсталляцией?

— Работа над скульптурой заняла у меня полтора месяца непрерывной работы, и большая удача, что зима немного затянула свой приход. Размеры и технология объекта таковы, что его можно было создавать только во дворе мастерской. Теперь готовое «Транспортное вещество» простоит внутри Северного речного вокзала до конца января. Тихо и спокойно, под умиротворяющий эмбиент Эдуарда Артемьева и трансляцию «Соляриса» Андрея Тарковского.

Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент»

«Транспортное вещество» экспозиция Музея Транспорта Москвы в поп-ап пространстве на Северном речном вокзале


— Дмитрий, также в качестве официального партнера выставки Sculpture Reload выступила компания Porsche Russland. Что вы можете сказать об этом?

— Да, этот проект создавался при поддержке бренда Porsche. Стоит сказать, что изначально был мой замысел создать две скульптуры: одну большую, брутальную и дикую, из деталей автобуса, а другую — из тонких и изящных фрагментов Porsche. Эти детали сами по себе красивы и совершенны, они уже произведения технологичного искусства, и я рад, что не пришлось ощутить себя варваром, превращающим их в некое абстрактное формообразование… В данном случае концептуально очень верно, что Porsche незримо фигурирует за кадром проекта, концентрируя в себе его сверхидею. Экологичность механизмов, безупречность эстетики форм, скорость — это наш мостик в будущее, которое уже здесь.

Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент»

Porsche Newsroom Russia


— В чем вы черпаете вдохновение? И что за проект «Каварга-скит» находится в Ленинградской области?

— Это может прозвучать несколько странно и немного высокопарно, но меня вдохновляют вызовы, которые бросает судьба. Однажды я хотел купить маленький деревянный домик в глухом лесу. Открыл сайт объявлений, выбрал примерное место на карте, нашел что-то подходящее и недорогое на берегу озера. Позвонил продавцу, и в разговоре выяснилось, что он давно ждал кого-то типа меня и настроен на сотрудничество. Он оказался владельцем 300 гектаров земли в тех местах и хотел привлечь к ним внимание, но не знал как. Теперь там находится мой самый большой объект «Каварга-скит», в который я приезжаю как в своеобразный храм искусства, место уединения, концентрации и растворения в природе. Подобную ситуацию невозможно спланировать и реализовать специально.

Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент»

«Каварга-скит» 2017 г. Ленобласть деревня Великий двор-Гонгиничи. Фрагмент купола

Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент»

«Каварга-скит» 2017 г. Ленобласть деревня Великий двор-Гонгиничи.


— Повлиял ли на вас и ваше творчество коронавирус?

— Пожалуй, не особо, пару лет до его прихода я работал над большим проектом «Токсикоз антропоцентризма», который лишь набрал свою актуальность теперь. Но надо сказать, что я всегда жил с ощущением некоего катастрофизма — он буквально растворен во мне и проявляется в работах своеобразной тревожностью.

Перед приходом коронавируса в нашу жизнь я видел жуткие сны, наполненные болью. Ничего похожего мне не снилось никогда, и я подумал, что произойдет что-то ужасное. Так и вышло, как все мы знаем.

— Вы коренной москвич, но при этом живете за городом. С чем это связано?

— Да, я и мои родители — москвичи, но по образу жизни я не являюсь активным горожанином и почти не участвую в городской жизни. Все эти бесконечные кафе, автомобили, общественные коммуникации, развлечения и даже выставки едва ли мне интересны. Большая мастерская на участке земли, заросшем елями и моими скульптурами, — вот место для безвылазного времяпрепровождения.

— Но при этом ваши работы все-таки стоят еще и в сердце города. А как вы относитесь к сносу и/или появлению новых памятников?

— Снос и установка памятников для меня как художника мало интересны. Памятник — это некий символ, визуальная закладка, чтобы коллективно о чем-то не забыть. Но, как правило, это не имеет отношения к искусству, а больше к истории, литературе и так далее. Думаю, время реалистических истуканов и памятников вообще прошло, пора впустить в города современную скульптуру, взаимодействующую с общественным пространством посредством языка искусства, а не литературных символов и штампов.

— А каким вы, будучи, по сути, современным философом, видите будущее?

— Один мой знакомый писатель сформулировал следующую фразу: «Крах проекта „человечество“». Она кажется мне очень точной по отношению к происходящему с нами.

Весь этот антропоцентризм — величайшая глупость, дурная порочная бесконечность, в которой мы родились и умрем, не в силах что-то изменить. Человечество напоминает мне плотоядную осу, которая откладывает свои яйца в жирную, питательную личинку — нашу природу. Мне думается, что некий инопланетный организм когда-то поступил таким же образом, поместив зерно рассудочности в обезьяну. Она развилась и размножилась, но процесс еще не завершен — нас ждет стадия вылупления и расставание с биологическим носителем.

Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент»

«Вещество и тело» 2018 г. роботизированная инсталляция «Эволюционное вещество» 2020 фрагмент. Из цикла «Архивация постчеловеческого компоста»


— Ваш любимый материал, из которого вы создаете свои шедевры, — это пластик и металлы, их различные сочетания. Почему выбор пал именно на них?

— Уже много лет я работаю с различными полимерами и все свои работы делаю с их помощью. Полимерные технологии отравляют организм, но взамен дают возможность воплощать любые идеи и творческие фантазии. Мастерская забита всевозможными аппаратами и емкостями со странными жидкостями. На стенах висят противогазы и защитные костюмы. Вместо того, чтобы просто рисовать акварелью на бумаге, я по собственной воле погрузил себя в этот технологический и дорогостоящий ад. Почему-то мне кажется, что для достижения цели нужно совершать большие усилия и даже жертвы, хотя, конечно же, это очередное заблуждение.

Дмитрий Каварга: «Обновления убивают рутину и превращают жизнь в постоянный эксперимент»

Процесс создания цикла лэнд-арт скульптур «Атлеты неофуктуризма» 2018 г.


— А за какими технологиями будущее?

— Я бы выделил 3D-печать. Именно это направление стремительно развивается и буквально вплавляется в нашу жизнь во многих сферах. Печать человеческих органов, фрагментов и тел целиком не за горами.

— В каких проектах вы бы хотели принять участие? Поделитесь своими планами.

— Меня все еще вдохновляет идея создания обитаемых ковчегов для птиц, насекомых и других лесных животных. Несколько таких скульптур я укрепил на деревьях в лесу вокруг своего скита. В ближайших планах — создание подобного ковчега для лесного парка терема в Осташове. Я продолжаю свое отстранение от города, двигаясь в сторону природы. Хочу делать скульптуры для непроходимых болот и непролазных лесов, хочу, чтобы в них селилась живность, росли мхи, чтобы природа растворяла их в себе, как она делает это с нашими телами рано или поздно.

Инсталляцию можно посетить бесплатно в зале ожидания Северного речного вокзала до конца января 2022 года.

Porsche полноценно переходит на электромобили, сокращает объемы выбросов CO2, и к 2030 году компания планирует стать углеродно-нейтральной. Узнайте больше про Taycan — первый электрокар и спорткар Porsche, олицетворяющий собой будущее, — на сайте Porsche.

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

18 января, 2022

Новости