«Игра в кальмара»: Как в «ГЭС-2» переизобрели дворовые игры на фестивале «Какие правила?»

22 и 23 января на всей территории Дома культуры «ГЭС-2» пройдет фестиваль игры и дворовых игр «Какие правила?». Кураторы предлагают вернуться к ностальгическому образу двора из детства и весело провести время буквально за играми на любой вкус и возраст. Рассказываем, почему на фестиваль непременно стоит обратить внимание, даже если вы не смотрели «Игру в кальмара».

Почему дворовые игры?

Упоминание корейского сериала не более чем совпадение. По словам кураторов проекта Кати Порутчик и Димы Веснина, они задумали мероприятие еще два года назад. Создание масштабного Дома культуры натолкнуло их на мысль, что его двор должен стать частью культурного пространства — и, как подобает каждому уважающему себя центру современного искусства, задумка реализована довольно оригинальным способом: «Идея проекта родилась из нашей любви к культуре игр и желанию с ней взаимодействовать. Наш ход мыслей буквально был в том, что у нас есть новый Дом культуры, а значит, у него есть двор. А если есть двор, то можно позвать авторов игр, чтобы они могли придумать, во что мы будем играть в этом дворе. Наша идея была в том, чтобы позвать художников и авторов игр поработать с темой дворовых игр не только как с традицией, но и как с современной формой самовыражения. На фестивале почти нет классических дворовых игр, все они в какой-то авторской обработке, интерпретации».

Так или иначе, неожиданный успех корейского сериала доказал, что кураторы не просто придумали оригинальный проект, но и угадали желания и ожидания аудитории. В последнее время интерес к дворовым играм вырос как никогда: теперь в них играют школьники, молодые родители, гейм-дизайнеры, исследователи-антропологи, современные художники и многие другие. Свою роль сыграл и TikTok: например, там видео под хештегом #игравкальмара набрали почти 70 миллиардов просмотров. Одним словом, все новое — хорошо забытое старое.


Что будет на фестивале

«Игра в кальмара»: Как в «ГЭС-2» переизобрели дворовые игры на фестивале «Какие правила?»

Игра «Картонное королевство»/Фото: Софья Коротаева

Как можно догадаться, основное внимание уделено дворовым играм, но не салочкам, пряткам или вышибалам, а авторским проектам. Для участия в фестивале каждый из них прошел конкурсный отбор, в ходе которого жюри вместе с Раймундасом Маласаускасом и Любовью Гурарий определило победителей. Ими стали Стефан и Ян Грелевски с подвижной игрой «Картонное королевство», анонимная группа художников «Хочу быть Соковым» с перформативной «По правилам игры открывшемуся виду нужно обрадоваться» и Екатерина Августеняк со словесно-ролевой «Ино_странно».

По сути, каждая из игр представляет собой уникальный перформанс, созданный на стыке дворовой игры и иммерсивного театра. «Нам было интересно подумать о дворовых играх как о перформансе, в котором могут участвовать зрители, своеобразном иммерсивном театре, где ожидается, что зритель не только сидит в зале и наблюдает, но и стоит на сцене и взаимодействует», — поясняют кураторы.

В «Картонном королевстве» участники смогут ощутить себя средневековыми рыцарями, защищая башню своего замка от атак соперников, в «По правилам…» посетители будут воспроизводить игры, которыми занимает себя годовалый ребенок. Особая задача стоит перед игроками «Ино_странно»: им предстоит придумать символы четырех самобытных «народов» и исследовать их обычаи под руководством опытных летописцев.

«Игра в кальмара»: Как в «ГЭС-2» переизобрели дворовые игры на фестивале «Какие правила?»

Игра «Как будто мы работаем»/Иллюстрация: Софья Коротаева

«Игра в кальмара»: Как в «ГЭС-2» переизобрели дворовые игры на фестивале «Какие правила?»

Игра «Игра в короны»/Иллюстрация: Мария Кечаева

Сектор-приз на барабане — игры «Как будто мы работаем» гейм-дизайнера Пиппина Барра и «Игра в короны» художника-экспериментатора Джеймса Эрла Кокса III, также вошедшие в программу. В первом случае игроки смогут ощутить себя офисным работником года, во втором — колдунами, проводящими магические ритуалы. Что больше по душе, решайте сами. Помимо этого, каждого на фестивале ждет сюрприз — секретная игра, информация о которой не разглашается. Роли участников, место схватки и точные правила — все окутано такой завесой тайны, что вряд ли удастся разобраться без применения волшебства.

«Игра в кальмара»: Как в «ГЭС-2» переизобрели дворовые игры на фестивале «Какие правила?»

Игра «Договорились»

Вне конкурса на фестиваль прошла игра «Договорились» Анастасии Галаниной и Леонида Прокофьева, в нее можно будет сыграть перед началом мероприятия. Правила просты: нужно пригласить на фестиваль своего знакомого, выбрать время и место встречи и отключить телефоны.

В отдельной публичной программе авторы и исследователи расскажут о культурном коде игр. Например, Дима Веснин поговорит об истории дворовых игр, Джеймс Эрл Кокс III на примере исторических событий покажет, как перемены во взрослом мире отражаются на детских забавах, а Пиппин Барр вспомнит о совместных проектах с художницей Мариной Абрамович. Помимо этого, организаторы также постараются разобраться, как дворовые игры адаптируются к музейным пространствам и каким образом они могут менять современный городской облик.


Участникам как-то надо готовиться к фестивалю?

Игры рассчитаны на участников всех возрастов, также большинство из них доступно посетителям с нейроотличиями — организаторы уделили особое внимание обеспечению инклюзивности на мероприятии.

По словам кураторов, задача проекта — объединить его участников, научиться принимать и ценить друг друга в любой жизненной ситуации: «Приходите со всеми навыками и чертами характера, которые у вас есть. Наша большая идея [заключается] в том, что для того, чтобы играть вместе, нам не стоит требовать друг от друга многого».

Единственное, что все-таки нужно сделать, — заранее зарегистрироваться для посещения фестиваля на сайте «ГЭС-2». Еще там можно подробно ознакомиться с программой мероприятия. Ах да, и самое важное — не забудьте сказать в финале праздника, что «шалость удалась»!

Текст: Полина Шевцова

Иллюстрации: Софья Коротаева, Мария Кечаева

20 января

Новости