Сразу две комедии дель арте, хореографический перформанс Аллы Сигаловой, спектакль-монолог о дочери Сталина и приключения Дон Кихота в период чемпионата мира по футболу в Москве. Рассказываем про пять премьер на московских сценах.
Режиссер Юрий Муравицкий
Teatrpushkin.ru
В новом спектакле для Большой сцены Театра имени Пушкина Юрий Муравицкий соединяет традиции народных театров Италии и России. Каноничный для комедии масок сюжет пьесы Карло Гольдони он рассказывает средствами скоморошьих представлений. Но нет, это не те уличные гулянья, с которыми стали ассоциироваться ряженые в наши дни — Муравицкий поднимает глубинные традиции смеховой русской культуры, основанной на пародии, небылицах и умышленном валянии дурака. Костюмы для скоморохов XXI века придумала Галя Солодовникова, художник по костюмам в спектаклях Театра на Бронной («Норма»), «Практики» («Чапаев и Пустота»), Театр на Таганке («Lе Тартюф. Комедия») и других.
Комедию о находчивом Труффальдино Муравицкий (лауреат «Золотой маски» и главный режиссер Театра на Таганке) ставит с самыми молодыми артистами театра — Никитой Пирожковым, Назаром Сафоновым, Анной Кармаковой, Кириллом Чернышенко, Елизаветой Кононовой. Сам режиссер говорит, что ставить комедию в непростое время сложно, «но и „Принцессу Турандот“ Вахтангов выпускал в непростой ситуации». Посмотреть авантюру режиссера можно будет уже в первых числах апреля.
Где: Театр имени А. С. Пушкина
Когда: 2, 3, 22 и 23 апреля
Создатели Алла Сигалова и Ираида Юсупова
Praktikatheatre.ru
В основе нового хореографического перформанса «Практики» — история взаимоотношений матери и сына, но история не бытовая и не конкретная. На сайте театра она определена как «архетипический сюжет со множественными мифологическими, религиозными, литературными отсылками». Хореограф и исполнительница главной роли — Алла Сигалова, известнейшая актриса, режиссер и профессор Школы-студии МХАТ. В настоящее время ее популярные спектакли «XX век. Бал» и «Моя прекрасная леди» идут в МХТ имени Чехова и Театре имени Табакова. С «Практикой» Сигалова сотрудничает впервые. Ее партнер по «Магии целого» — Ильдар Гайнутдинов, актер и профессиональный танцовщик, солист «Тодеса». В часовую танцевальную историю они вкладывают реминисценции великих образцов мировой культуры прошлого, рассказанные через технику классического танца с элементами контемпорари и акробатики.
Музыкальную основу перформанса композитор Ираида Юсупова написала в своей авторской технике — полифонии семплов. При этом электронная музыка сочетается с живым присутствием музыкантов и вокалом. «Магия целого» в изначальном названии «Магия маски» впервые была показана в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в декабре 2021 года в рамках «Декабрьских вечеров Станислава Рихтера». В интернете можно найти короткие видео с этого мероприятия.
Где: корпус 2 Музея Москвы
Когда: 20 и 21 апреля
Режиссер Андрей Кончаловский
Еще одна апрельская премьера комедии дель арте, но на этот раз строго соблюдающая канон. Андрей Кончаловский привез свое «Укрощение строптивой» из Неаполя, где ставил эту пьесу в 2014 году с итальянскими коллегами. Действие шекспировской пьесы, которую режиссер считает истинно итальянской, перенесено из XVII века в 20-е годы XX века, место действия — Италия. Правда, переезжающий спектакль неизменно хлебнет русского духа, ведь каст старой новой постановки — местный. Что получится в итоге? В своем интервью Кончаловский обещает, что «актуальность спектакля состоит в искренности чувств, которые испытают зрители».
В главной роли Катарины — Юлия Высоцкая. В спектакле также задействованы Александр Бобровский, Юлия Бурова, Антон Аносов, Ксения Комарова и другие. Обещается, что «Укрощение…» станет первой частью трилогии, которую Кончаловский поставит для Театра имени Моссовета, с которого он начинал свой режиссерский путь. В дальнейших планах также трагедия и фантазия.
Где: Театр имени Моссовета
Когда: 20 и 24 апреля
Режиссер Даниил Чащин
Mxat.ru
Моноспектакль с Натальей Теняковой в роли Светланы Аллилуевой. Режиссер Даниил Чащин, давно интересующийся вопросом, каково быть дочерью Сталина, за основу своей сценической истории берет пьесу Юлии Поспеловой. По задумке создателей, спектакль-монолог построен на исторических документах, но в своей художественной форме звучит чувственно и поэтично. Помимо Теняковой, на сцене с песнями и танцами будет появляться Дарья Петриченко в роли идеальной девочки Лельки — правильного примера для подражания не только для дочери вождя, но и для всего советского народа.
Совместно с драматургом Юлией Поспеловой Даниил Чащин ранее поставил в МХТ спектакли «Леха…» и «Мальва», да и с художником Михаилом Заикановым не раз работал в московских театрах и на площадках в других городах России (последний совместный проект — «Интуиция» в «Современнике»). В «Говорит Москва» пространство Заиканова, в котором находится Светлана, постепенно тает, как некая пелена, скрывающая от героини правду о ее отце и о ней самой и прорывающаяся по мере взросления героини.
Где: МХТ имени А. П. Чехова
Когда: 28 апреля
Режиссер Денис Хуснияров
Репетиция/фото: Маша Рябкова
В центре нового спектакля Театра на Таганке вовсе не эксцентричный мечтатель всех времен и народов, а уставший от выходок своего идальго оруженосец Санчо Панса. Петербургский режиссер Денис Хуснияров и драматург Алексей Житковский вместо того, чтобы ставить роман Сервантеса в каноничном прочтении, решили доказать вневременную ценность его героев и перенести их из XVII века в почти современную Москву, где «поют фольклорные песни времен Пугачева, по-прежнему дерутся на свадьбах, все так же любят, все то же ненавидят, цитируют Гоголя» и ждут большого праздника — чемпионата мира по футболу. К постановке создатели привлекли консультанта по испанскому языку Алену Голодяевскую, так что в и без того занятной многоголосой Москве громко будет звучать еще и испанская речь.
В главных ролях Василий Уриевский и Павел Комаров. Также в спектакле заняты Мария Добржинская, Юлия Стожарова, Игорь Ларин, Андрей Кайков, Елена Оболенская и другие. Команда соавторов у Хусниярова своя: это художники Александр Мохов и Мария Лукка, композитор Виталий Истомин, видеохудожник Наталья Наумова, художник по свету Игорь Фомин. В интервью на сайте театра Чащин говорит, что пьеса затевалась для разговора о современной России. Каким он получится в контексте сегодняшней истории, можно будет увидеть в конце апреля.
Когда: 22 и 23 апреля
Где: Театр на Таганке
Текст: Екатерина Данилова
31 марта, 2022