В «The City.Говорим» продюсер NFT, куратор выставок Ольга Дворецкая рассказала о том, почему NFT-искусство приобрело такую популярность, какую роль в этом сыграл наш отечественный разработчик и есть ли будущее у криптовалюты в России.
Мы обсуждали, что же будет интересно для коллекционеров. То, что создано с помощью кода, технологий, то, что отражает экономический, технологический прогресс — это очень хороший выбор для художника, который мечтает не только продать свою работу, но и все-таки попасть в музеи, стать интересным, как российскому, так и международному сообществу коллекционеров.
Ценность NFT-произведений искусства в неком учете. У тебя может быть пять одинаковых цифровых тюльпанчиков, но они все учтены. NFT — это блокчейн-реестр, который дает разные возможности учета цифровых объектов. Раньше цифровые объекты имели одну оболочку, а сейчас мир и общественные понятия меняются в социальной плоскости, в которой наш цифровой объект является предметом физической материальной собственности. Тут еще возникает персонализация — предмет принадлежит конкретному человеку.
Сам NFT изобрела группа разработчиков. А наш соотечественник Виталий Бутерин создал сеть Ethereum (криптовалюта и платформа для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна, — Прим. ред.) Это случилось еще в 2015 году, он был первым, что создал такую сеть для развития предпринимателей в сфере цифровой экономики. Сейчас Виталик номер один сейчас в мире в сфере развития технологий.
Я собираюсь купить картину, которую увидела на выставке. Она сделана в виде видео, там розовая кошка, которая, то смотрит мордочкой, то поворачивается попой к зрителю. И при этом меняется надпись на английском: сначала «Посмотри на меня», а потом «Оставь меня в покое». Такая чисто женская картинка. Я не часто покупаю картины, но горжусь тем, что их приобрела. Они у меня есть на моем крипто кошельке. Их можно использовать в социальных коммуникациях, например, я показываю их в телеграм-каналах.
Кто такие коллекционеры в этом направлении? Они близки к криптовалюте и криптоактивам. Они имеют возможность купить такое искусство. Также сейчас есть большой интерес со стороны арт-коллекционеров. Главное, что это человек, который умеет покупать.
Это искусство было дорогим в начале 2021 года, потому что в арсенале были только художники. Естественно, у кого-то из них была уже сформирована цена на рынке, у кого-то были эшелоны криптопоклонников. Плюс очень сильно вырос эфир с биткоином. Но у покупателей возник вопрос: «А как же мы будем на этом зарабатывать?» И появились коллекционки.
Конечно, с точки зрения арта, это вряд ли можно назвать искусством, хотя там используется генеративный код. Цифровые художники выпускают коллекции, люди покупают кусочек этой коллекции. Одна NFT может стоить 50, 100, 200 долларов. Стоимость хороших проектов 200-300 долларов. И они имеют свойство очень быстро дорожать. Например, знаменитые крипто обезьяны. Они могут предоставлять доступ в какое-то коммьюнити, в какую-то игру. И владельцы таких историй сделали огромную прибыль, но на входе заплатили очень недорого.
Вся криптоиндустрия уже много лет ждет с нетерпением, когда наше государство создаст для рынка понятные условия. Конечно, полностью контролировать рынок цифровых валют не получится, потому что он создан таким образом, чтобы его как раз никто не контролировал. И оборот активов происходит от одних физических лиц к другим. Сейчас, чтобы между юридическими лицами существовали такие расчеты, нужно поставить цифровой актив на баланс компании. А вот с этим возникает очень много сложностей: дорого и нормативная база должна быть подготовлена. Должно быть какое-то понимание о том, что это: социальное добро или социальное зло? Но оставшись в ситуации, когда мы не можем платить по картам, криптовалюта — это прекрасная возможность делать платежи, потому что ни одна страна не может ее запретить.
01 апреля, 2022