«Чайка» в мокрой траве: модный спектакль-променад за МКАД

Новая постановка в формате променада и к тому же site-specific – «Версия Чайки» в арт-резиденции «Чехов APi». Спектакль будет идти каждый уикенд (с пятницы по воскресенье) все лето, может быть, затянется на сентябрь, но это не точно. Рассказываем, стоит ли туда поехать.

«Чайка» в мокрой траве: модный спектакль-променад за МКАД

Фото: Москва 24 / Антон Великжанин

Что происходит?

Загородная резиденция «Чехов APi» сейчас работает как бизнес-кампус, а когда-то на ее месте была помещичья усадьба. Здесь и проходит site-specific променад-спектакль «Версия Чайки». Помимо названия, у локации есть еще одна связь с Чеховым: творческий кластер соседствует с усадьбой Мелихово, где жил писатель и где как раз и была написана пьеса. От Москвы далековато (58 километров от МКАД), но от метро «Аннино» курсирует автобус, который доставит туда и отвезет обратно: трансфер включен в стоимость билета. Есть только одно «но»: постановка вечерняя, поэтому домой вы вернетесь за полночь. Впрочем, можно и не возвращаться – помимо основного билета на спектакль, есть варианты с ужином и ночевкой на одной из местных вилл.

Идея принадлежит режиссеру Елене Ненашевой, известной по «Трендсеттерам» в Центре имени Мейерхольда и тет-а-тет-постановке Posle. Исполнители не такие известные: в основном играют актеры Младшей мастерской Брусникина и театра «Около»: Юлия Волкова, Максим Пономарев, Анастасия Чуйкова и Алексей Фокин.

Основные фишки

В спектакле четыре сюжетные линии – Аркадиной, Тригорина, Заречной и Треплева. Перед началом зритель выбирает – чью историю будет смотреть: тянет из коробки браслет с фамилией персонажа. Дальше каждый следует по одному из четырех маршрутов (схема традиционная для шоу подобного формата). Свободно перемещаться между ними, как бывает в некоторых променад-спектаклях, впрочем, не получится, так что часть историй пройдет мимо вас. Перед походом советуем перечитать первоисточник, чтобы избежать неловкого вопроса, что вообще тут происходит – все-таки это не традиционная сцена с линейным сюжетом. Хотя жанр в Москве уже достаточно обкатан (можно вспомнить и «Норманск» в ЦИМе, и «Черного русского», и «Вернувшихся»), у проекта есть свои ноу-хау. Например, здесь все главные актеры – современные художники: их арт-проекты разбросаны по резиденции «Чехов APi». У Пономарева (играет Тригорина) – экспозиция, посвященная герою: он скомпоновал вещи персонажа и педантично разложил их под стеклянными кубами. У Волковой (играет Аркадину) – песня, которую она выбрала для сольного номера во время постановки.

В целом, после просмотра может остаться ощущение недосказанности, ведь три четверти сюжета зритель не видит. Фанатам экспериментов и нового театра точно понравится. Консерваторов же спасают «декорации» – природа и сам творческий кластер «Чехов APi»: кажется, что современная Аркадина жила бы именно в такой модернистской усадьбе. Локация помогает «вжиться» в пьесу: вместе с героем бродишь по сырой траве, смотришь на туманное поле и наблюдаешь закат. Так что атмосфера – главный проводник в томное деревенское уединение персонажей чеховской пьесы. И не переживайте, холодно не будет – выдают пледы и зонты на случай дождя.

«Чайка» в мокрой траве: модный спектакль-променад за МКАД
Елена Ненашева
режиссер спектакля «Версия Чайки»
У меня появилась идея поставить спектакль по Чехову в феврале 2018-го. Во-первых, само место – «Чехов APi» – так или иначе связано с личностью писателя. А во-вторых, я несколько лет подряд работала только с новой драмой и, честно говоря, очень соскучилась по классике, тем более – я очень люблю Чехова. Он был новатором, бунтарем, дерзким и ироничным человеком – и наша постановка такая же. Мы сохранили дух чеховской пьесы и основные сюжетные линии, но все интерпретировали с позиции сегодняшнего дня. Оригинальный текст очень поэтичен для нашего времени, поэтому мы старались «заземлить» спектакль, сделать его не очень высокопарным. Мы акцентировали внимание на двух мирах: старых заслуженных мастеров – Аркадиной и Тригорина и молодых дерзких бунтарей – Треплева, Заречной и Маши. Основная идея – понять, кто тот художник, который занимался новыми форматами в начале XX века, и кто он сегодня. Помимо этого мы много внимания уделили межличностным отношениям. Как говорил сам Чехов: «В пьесе есть пять пудов любви». И нам было интересно разбираться во всех переплетениях, где все влюблены, но не взаимно. Ведь эти темы актуальны и сегодня. Вообще свойство великих пьес состоит в том, что они очень сегодняшние. И «Чайка» не исключение.
«Чайка» в мокрой траве: модный спектакль-променад за МКАД
Юлия Волкова
актриса
Когда сказала своему мастеру Михаилу Мокееву: «Я наконец-то дожила, меня пригласили играть Аркадину в «Чайке», он ответил: «О! Тебе же только текст выучить». Так что мне очень близка эта героиня. Многие даже шутят, что я «зазернилась» в Аркадину. Это очень неоднозначный и колкий персонаж, который чувствует себя в пространстве особняком и привык все контролировать, и я, конечно, это ощущаю. Это совершенно нормальная история, когда ты входишь в персонажа, погружаешься в него, все время что-то отрабатываешь в реальной жизни и придумываешь что-то новенькое.
«Чайка» в мокрой траве: модный спектакль-променад за МКАД
Максим Пономарев
актер
Я не сразу почувствовал связь с Тригориным. Поначалу думаешь: «О! Тригорин! Тут надо будет поработать прямо сильно». Даже когда перечитываешь пьесу, не понимаешь, близок тебе персонаж или нет. Нужно самостоятельно все прочувствовать. На прогонах и репетициях бывали моменты, когда я слышал текст и понимал: «О, у меня так же». И все становилось на свои места. Играть уже ничего не надо, потому что отчасти – это история про себя.
«Чайка» в мокрой траве: модный спектакль-променад за МКАД
Cветлана Доля
независимый театральный продюсер
«Версия Чайки» – один из лучших увиденных мной site-specific спектаклей. Многие продюсеры и режиссеры, когда берутся за подобный формат постановок, не совсем понимают, насколько важно пространство. В этой работе площадка сработала идеально, этот спектакль напрямую зависит от «Чехов APi», только с его помощью зритель понимает, чем дышит постановка. Мне показалось, что режиссер очень круто сделал каркас линий. Когда ходишь по спектаклям-бродилкам, важен путь, особенно если их несколько. Важно – как и где линии героев соединяются, где расходятся. Елена Ненашева сделала идеальный конструктор: все на своем месте и рассчитано по минутам. Я получила огромное удовольствие. А Юлия Волкова в роли Аркадиной – потрясающая, она очень жирно и точно играет эту роль. Но минусы тоже есть. Первый – скорее обстоятельство: «Чехов APi» находится далеко от Москвы. Если есть возможность, я бы порекомендовала оставаться ночевать в арт-резиденции, чтобы постановка не была рывком туда и обратно, это может фрустрировать. И еще я бы посоветовала организаторам кормить людей. Не все успевают подготовиться, а на месте совершенно непонятно, где можно купить еду. Нам давали салат из свеклы, но этим не наешься. Я понимаю, что фуршет повлияет на стоимость билета, но лучше ее повысить, потому что иначе люди ходят голодными.

Расписание показов лучше уточнять на сайте
Билеты: от 5900 рублей


Ксения Сергиенко

29 мая