10 новых книг, которые нужно прочитать этим летом

Считается, что летом надо читать что-нибудь легкое, что можно отложить и забыть — книги для каникул, для пляжа, для развлечения. Вот десять книг, которые дадут вам не отвлечься, а что-то понять — о собственной истории, о любви, о музыке, или хотя бы о гомункулах.

«Оккульттрегер», Алексей Сальников

10 новых книг, которые нужно прочитать этим летом

Новая книга автора «Петровых в гриппе» о хтони, семье и жизни на Урале притворяется городским фэнтези. А его героиня, Прасковья, притворяется обычной разведенкой с ребенком. На самом деле она оккульттрегер, что-то вроде ведьмы или Бабы-яги, а псевдоребеночек — гомункул, то и дело стирающий ей память, чтобы она не сошла с ума от такой работы. Их задача — подогревать город и очищать его от мути, для этого они сотрудничают с демонами и херувимами. Прасковья собирается поговорить с алкашом-херувимом, найти подругу, не пришедшую домой после Нового года, съездить в соседний город, где появилась муть, — то есть, в сущности, жизнь у нее точно такая же, как у обычной разведенки с ребенком. Только с памятью проблемы. Как и всегда у Сальникова, отличная психологическая проза, в очередной раз объясняющая, как на самом деле устроен мир.


«Ветра Камино», Джон Гришэм

10 новых книг, которые нужно прочитать этим летом

Брюс Кэйбл, антиквар, владелец книжного магазина на острове Камино во Флориде, в предыдущем триллере Гришэма расследовал ограбление. В новой книге ему приходится выяснить, кто убил его знакомого — писателя, работавшего над новым триллером. Убийство не очень убедительно пытались замаскировать под несчастный случай — над островом пронесся разрушительный ураган, и писателя вроде бы убило упавшей веткой. Как обычно у Гришэма, не так важно, кто виноват. Важно, как люди работают: киллеры, юристы, полицейские, мошенники. Гришэм («Фирма», «Дело о пеликанах») говорит, что никогда бы не начал писать, если бы не был юристом. Теперь его герои — писатели, тоже очень опасная профессия.


«У метро, у Сокола», Вячеслав Курицын

10 новых книг, которые нужно прочитать этим летом

Вячеслав Курицын — один из тех, кто в прямом смысле вырастил и воспитал русскую литературу в 90-е и нулевые, не только как литературный обозреватель, но и как основатель литературных клубов, создатель сайтов, антологий, книжных серий, «Курицынских чтений». В общем, фигура культовая. Курицын-писатель, под собственным именем («Матадор на Луне», «Набоков без Лолиты») или под именем Андрея Тургенева («Спать и верить») — это всегда игра: с текстами, словами, идеями, а иногда и с самим временем. «У метро, у Сокола» — милицейский детектив из середины 70-х, наполненный погонями, следственными экспериментами, превышениями полномочий. В Москве убивают старушек, одну за другой. За дело берется капитан милиции Покровский. Курицын проводит собственный следственный эксперимент: можно ли вернуть, хоть на минуту, высокое небо пятидесятилетней давности, воробьиный гам, детские голоса с Ленинградки? Выходит, что можно.


«Созданы для любви», Алиса Наттинг

10 новых книг, которые нужно прочитать этим летом

Дикая, абсурдная, порой отвратительная, но невероятно смешная секс-драма о семье и абьюзе. Хейзел сбегает от своего мужа, Байрона Гоголя, самого богатого человека на земле, собравшегося вживить ей в мозг чип. А может, чип уже в ее голове. Бежать ей некуда — только к престарелому отцу, который как раз собрался начать свой медовый месяц с силиконовой секс-куклой. Джаспер, профессиональный плейбой, из-за нелепой случайности понимает, что жить хотел бы с дельфином, а с женщинами у него больше ничего никогда не получится. Байрон из своего Центра отслеживает температуру у всех, кто подходит к его жене, папа покупает вторую секс-куклу, Джаспера выгоняют из дельфинария. Мир, кажется, полностью подчинен байроновским изобретениям: туфли, показывающие количество шагов и сожженных калорий, шлем для сна, искусственно сгенерированные водоросли вместо еды. Посреди всего этого — люди, которые созданы для любви, но никак не могут вспомнить, что это вообще такое. По книге снят сериал «Игрушка для взрослых».


«Фейтфул-плейс», Тана Френч

10 новых книг, которые нужно прочитать этим летом

Детектив, который быстро превращается в мрачную семейную драму. Фрэнк Макки сбежал из дома, когда ему было девятнадцать. Они должны были сбежать вместе — он и его возлюбленная Рози. Но она не пришла, оставила записку, что уезжает. Спустя двадцать лет Фрэнк — коп, он все так же не желает общаться со своей безумной семейкой. Но в заброшенном доме, где когда-то его должна была ждать Рози, находят ее чемодан. Она никуда не уехала, просто исчезла. Макки не имеет права вмешиваться в расследование, но хочет что-то понять — и о своих братьях, и о младшей сестре, и о родителях, и о самом себе. Ирландская театральная актриса Тана Френч внезапно и очень удачно решила начать писать детективы: в них кровь рифмуется с любовью, тайна тянет за собой другую тайну, а семейные отношения оказываются страшнее, чем преступления на дублинских улицах.


«Такой забавный возраст», Кайли Рид

10 новых книг, которые нужно прочитать этим летом

Поздно вечером в богатом районе Филадельфии чернокожая девушка, слегка выпившая и одетая для вечеринки, танцует в большом супермаркете с двухлетней белой девочкой. Охранник не верит, что Эмира — бебиситтер, и что родители попросили ее погулять с маленькой Брайар, потому что у них форс-мажор. Какой-то белый парень снимает скандал на свой телефон. Конечно, у Эмиры с этим парнем что-то будет — как минимум, переоценка всех жизненных ценностей. В психологической драме Кайли Рид каждый считает, что уж у него-то нет никаких предрассудков, и каждый изо всех сил хочет выбраться из тех стереотипов, куда его запихивает мир: и молодая богатая мама, и красивый белый парень, который дружит только с черными, и немолодой телеведущий, позволяющий себе дурацкие шутки в эфире. И только двухлетняя Брайар думает не о своих привилегиях и чужих текстовых сообщениях, а о золотой рыбке. А Эмира делает все, чтобы Брайар было хорошо.


«Идеально другие. Художники о шестидесятых», Вадим Алексеев

10 новых книг, которые нужно прочитать этим летом

Это коллаж, или, скорее, витраж, разноцветные стекла, через которые льется свет другой эпохи. В книге пятнадцать голосов, она основана на прямой речи неофициальных героев 50-60 годов: художников, коллекционеров, композиторов. Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Оскар Рабин, Эрик Булатов, Александр Глезер, Андрей Волконский, Алексей Хвостенко рассказывают об эпохе, о ее чиновниках и поэтах, о меценатах и иностранных коллекционерах, обо всей многослойной жизни того времени. Тут и Ахматова, пьющая портвейн с художниками и спрашивающая Олега Целкова: «Какой породы эти люди?» И выставки у Петра Капицы в Институте физики. И коллекционер Костаки, нежно объясняющий гениальному художнику Анатолию Звереву: «Ты замечательный художник, изумительный, но, чтобы люди это поняли, ты должен умереть. Твои вещи ничего не стоят, ты идешь и за пол-литра делаешь... А если ты умрешь, это можно будет продать». А сам Зверев перескакивает из воспоминания в воспоминание, как косматый дух времени.


«Мода и кино: 100 лет вместе. Как фильмы формируют тренды», Анна Баштовая

10 новых книг, которые нужно прочитать этим летом

Здесь собраны все знаковые фильмы — от «Метрополиса» Ланга до «Матрицы» Вачовски. Все знаковые образы — Барбарелла-Джейн Фонда в костюмах от Пако Рабанна, черное платье для Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани», созданное Живанши, девочки-близняшки из кубриковского «Сияния», Джулия Робертс в «Красотке». Фуражка в «Красотке», кстати, принадлежит художнице по костюмам Мэрилин Вэнс, режиссер Гэрри Маршалл буквально «снял фуражку с головы художницы и надел на актрису». В книге много таких чудесных анекдотов: как пропали, а потом нашлись туфельки Дороти из «Волшебника страны Оз», как укорачивали брюки для Умы Турман в «Криминальном чтиве», как состаривали вещи для Брэда Питта в «Бойцовском клубе». Баштовая не закапывается в теорию, и если сравнивать ее книгу с фильмом, то это будет легкий ромком: как мода полюбила кино, и жили они долго и счастливо.


«Тот Город», Ольга Кромер

10 новых книг, которые нужно прочитать этим летом

Захватывающий «неисторический роман», история одной жизни. В начале 80-х старшеклассник Андрей знакомится с Осей — немолодой учительницей, которая побуждает его читать, слушать и думать. Ося — художница Ольга Ярмошевская, в конце 1920-х учившаяся у Павла Филонова, в 1930-е теряет семью, попадает по сфабрикованному делу в лагерь, где и проводит семнадцать лет. Она учится выживать и понимать главное: все, что ты сделаешь, и все, чего ты не сделаешь, обязательно отзовется во времени, решит чью-то судьбу. В романе есть и сокровища, как в «Графе Монте-Кристо», и походы в неизвестность, как у Жюля Верна или Джека Лондона (лагерники ищут легендарный «Тот Город», где можно будет спрятаться от несправедливости), и несгибаемая гордость, которой так много в пионерских приключенческих романах, и тюремная — лагерная — ссыльная жизнь второй трети ХХ века. Горькая история непрошедшего времени.


«От гаммы до Бетховена. Как легко и быстро научиться играть на фортепиано во взрослом возрасте», Марина Костик

10 новых книг, которые нужно прочитать этим летом

Поразительная книга. Не учебник игры на фортепиано и не сборник упражнений (хотя упражнения там, конечно, есть), а попытка дать читателю почувствовать, что нет неправильных нот, неправильного ритма и, главное, неправильного возраста для того, чтобы начать дружить с фортепиано. Марина Костик, композитор и педагог, преподает в Хельсинской школе для взрослых любителей, учит не просто читать ноты или правильно ставить руку, а именно доверять себе, своему телу. Она уверена, что воображение помогает технике, а опустошающее состояние «я не знаю» означает, что в вашем мозгу начали формироваться новые нейронные связи. Эта книга — психологический портрет творца, сборник простых способов обмануть свой страх и, не в последнюю очередь, самоучитель по всемогуществу.

Автор: Ксения Рождественская

Новости