Перформанс режиссера Габбилена Галычева «Это спектакль» показывали по дороге на фестиваль «Архстояние».
Незадолго до старта ежегодного фестиваля «Архстояние» в Николе-Ленивце по соцсетям прокатилась волна возмущения. Некоторые культурные Telegram-каналы недоумевали: как в программе фестиваля оказался спектакль в автобусе? И дело было не столько в экзотическом формате, сколько в авторе и режиссере действа на колесах под названием «Это спектакль».
Зовут его Габбилен Галычев.
Ну или не зовут. Есть все основания думать, что это псевдоним.
Поводом для возмущения стал пиратский показ «Бэтмена», который медиахудожник (как Габбилен себя называет) решил устроить в одном из столичных клубов этой весной. Чтобы избежать проблем с законом, он назвал показ перформансом. И конечно, брал за просмотр деньги.
Многим этот хитрый ход показался наглостью, если не сказать хуже. Кто-то возмущался: как в программу почтенного фестиваля затесался такой мошенник? Поэтому, когда пришло приглашение своими глазами увидеть этот тревел-спектакль, отказаться было невозможно.
Для того чтобы посмотреть спектакль в автобусе, нужно очень любить театр. Или автобусы. А еще нужно любить вставать спозаранку и сразу ехать куда-то очень далеко. Если вы один из таких людей, пожалуйста, не подходите ко мне близко.
Потому что я, конечно, люблю театр и даже автобусы, но вот ранний подъем и многочасовая езда — это не мое. Это противно самой идее моего существования. Я могу любить и театры, и автобусы, но стоит мне встать в семь утра — и я сразу не люблю вообще ничего. И никого.
Когда к девяти утра я добрался до музея-панорамы «Бородинская битва», около которой стоял икарус, назначенный к отправке в Николу-Ленивец, я уже не любил его. И своих случайных попутчиков тоже. И заранее не любил те четыре часа, что мне предстояло провести в дороге.
А уж как невзлюбил я некоего гида — пухлого парня, который врубил на весь салон «Ретро FM» с песнями про уходящее лето. А когда он взял микрофон и начал гнусавить в него википедийные тексты про историю Николы-Ленивца и «Архстояния», мне пришлось бороться с собой, чтобы его не ударить. Звучали какие-то совершенно ненужные сведения про городище и вятичей. Сидел я как раз спереди и представлял, как удобно было бы вот сейчас стукнуть его ногой, даже ходить далеко не нужно.
Но тут гид опять включил радио, раздал всем стопки и налил какой-то тягучей мутной настойки из большой бутыли (это было нелегко, автобус ехал неровно, гида мотало). Я выпил сладкой мути. Стало полегче.
Ехали мы уже час. Но спектакль все не начинался.
Внезапно раздался голос самого Габбилена. Он начал долгий монолог о сложной судьбе современного художника, назвал себя медиумом, а под конец велел гиду включить «Дунайские волны». В салоне заорали: «Нет!» — но Габбилен не слышал. Он был просто записью.
Стало понятно, что с самого начала все это — и гид, и радио, и мои к ним чувства — было частью спектакля. Периодически микрофон брал гид, который за отсутствующего Габбилена рассказывал бесконечные байки из его жизни. Все они складывались в череду блистательных провалов.
Современный медиахудожник Габбилен Галычев постоянно придумывал какие-то перформансы и спектакли, но вечно все шло не так. Не включалась музыка. Вместо красивых актрис в последний момент попадались уродливые. Наконец, зрители просто не приходили, потому что в афише кто-то забыл указать время и место спектакля.
Про перформанс с «Бэтменом» не было сказано ни слова. Очевидно, этот перформанс все же обернулся успехом.
Гид, а на самом деле актер, излагавший тяжелую биографию Габбилена как свою, убедительно, потея, хохоча и страдая в проходе между креслами, цитировал Пелевина, надевал и снимал смокинг на липучках и открывал рот под Синатру. И чем дальше от Москвы, тем ближе и понятнее становился этот забавный смешной человек. Только не до конца понятно какой: то ли этот актер, вынужденный участвовать в очередном перформансе Габбилена, то ли сам Габбилен, так ловко и многослойно все придумавший.
В любом случае, когда актер во фраке и с микрофоном вдруг выскочил из автобуса, продолжая петь Синатру, а автобус рванул дальше, многие пассажиры, они же зрители, испытывали к нему почти нежность.
Габбилен Галычев известен отнюдь не только показом «Бэтмена». Он давно занимается театральными экспериментами. Например, он ставил спектакль «Черный заяц» по рассказам Пелевина для 30 зрителей в палате пионерлагеря. Кроме того, он уже много лет постоянный участник фестиваля «Архстояние».
04 августа, 2022