«Девушка и смерть»: спектакль-некролог от Максима Диденко

Максим Диденко поставил мультимедийный спектакль «Девушка и смерть» о трагической судьбе советской актрисы Валентины Караваевой, чью карьеру прервала автокатастрофа. В Театральном центре «На Страстном» 2, 3 и 4 июня показали российскую премьеру по пьесе драматурга Валерия Печейкина. Собрали главное о спектакле.

«Девушка и смерть»: спектакль-некролог от Максима Диденко

Фото предоставлено пресс-службой

«Девушку и смерть» можно считать художественным некрологом советской актрисе Валентине Караваевой. В постановке Диденко переплетаются все детали ее биографии, так что без прочтения жизнеописания Караваевой идти не стоит. Лучше сначала посмотреть документальную короткометражку «Я – Чайка» Георгия Параджанова (не путайте с Сергеем Параджановым, режиссером фильма «Цвет граната»), в которой есть кадры с домашней пленки Караваевой и из легендарной картины «Машенька». Этот мини-фильм точно подготовит к спектаклю.

Караваевой прочили потрясающую карьеру после звездной роли в фильме «Машенька» (1942 год), но в 1944 году актриса попала в автокатастрофу, когда ехала на съемки картины «Небо Москвы». Ее лицо изуродовал глубокий шрам на правой щеке. Трагедия вынудила Караваеву поставить крест на большом кино. Уже после она вышла замуж за английского атташе и до 1950 года жила за границей, потом развелась и вернулась на родину. Ей удалось получить несколько эпизодических ролей в кино, но в основном приходилось заниматься дубляжом – именно Караваева озвучивала актрису Бетт Дейвис в фильме «Все о Еве». В последние годы жизни актриса фактически нищенствовала. В маленькой комнатушке на окраине Москвы она соорудила мини-киностудию и двадцать лет снимала себя на любительскую камеру, а звук записывала на старенький катушечный магнитофон. Чаще всего Караваева играла роль Нины Заречной из чеховской «Чайки». Большая часть пленок не сохранилась, осталось только несколько фрагментов, которые Параджанов взял за основу фильма «Я – Чайка». Отчасти ее сольную работу в последние годы жизни можно считать первым видеоселфи опытом, что не могло не заинтересовать экспериментаторов «новой волны».

Спектакль Максима Диденко – для поклонников современной театральной сцены, любителям классики может не зайти. Здесь много технологических решений: проекторы, камеры и видеоряд, который на самом деле – одна глобальная мультимедийная декорация. Помимо этого, на сцене стоит один куб-трансформер: он и экран, и квартира, и усыпальница, и кабинет, и автомобиль. На сцене всего два актера: Алиса Хазанова (особенно известная по сериалу «Краткий курс счастливой жизни» Гай Германики) и Алексей Розин (снимался у Андрея Звягинцева в фильме «Нелюбовь»). В программке не сказано, кто есть кто, но очевидно, что Хазанова – Караваева, а вот кто Розин – понятно не сразу. Оказывается, он русская версия Харона. Все 70 минут герои пытаются воссоздать день смерти Караваевой, где главное – трогательный хаос кадров жизни, которые всплывают в памяти умирающей. Из-за этого рассказ получился несколько сумбурным: герои перескакивают с одного «воспоминания» на другое, беспорядочно пытаясь сложить пазл судьбы.

Спектакль балансирует где-то между документалкой и художественным безумством «новой волны». Один из зрителей так и сказал: «Кто-то точно сошел с ума: либо я, либо режиссер. Но со мной до начала спектакля вроде все было нормально». Многие аплодировали стоя и утверждали, что постановка гениальна. Но не все так впечатлились: несколько человек умудрились задремать по ходу действия. И их даже не смутила громкая музыка Луи Лебе, специально написанная для «Девушки и смерти».

«Девушка и смерть»: спектакль-некролог от Максима Диденко
Максим Диденко
режиссер
На самом деле историю судьбы Валентины Караваевой «откопала» Алиса Хазанова и предложила мне сделать спектакль. До этого я ничего не знал о жизни советской актрисы. Я погрузился в эту историю, в ней невероятное количество парадоксальных моментов, и она мне показалась очень трагичной. Спектакль в первую очередь о том, что жизнь человека конечна и в этой конечности она прекрасна. Именно в секунду смерти главная героиня пересматривает жизнь, а самые яркие мгновения проносятся перед ее взором очень быстро. Все мои спектакли так или иначе посвящены смертности, потому что это может случиться с каждым. Алиса прикипела к этому персонажу, а я хотел поработать с Алисой. Мне показалось, что ей очень подходит эта роль, возникла какая-то рифма между их судьбами.

«Девушка и смерть»: спектакль-некролог от Максима Диденко
Алиса Хазанова
актриса
Спектакль – наш общий разговор о том, что жизнь конечна, и можно по-разному на это смотреть. Мы посмотрели через историю актрисы, которой вроде нет, но она все равно осталась на пленках. Постановка о хрупкости человеческой жизни и о том, как прекрасно просто быть. В спектакле есть фраза: «Глупо требовать от других вечной памяти, если забыла сама себя». Мне кажется, что Валентина Караваева очень хотела, чтобы ее помнили, для нее это было предельно важно. В каком-то смысле моя функция в этой постановке – напомнить о ней и вызвать у людей интерес к судьбе советской актрисы.

Следующие спектакли в сентябре, даты объявят позже
Билеты: 2500 – 6000 рублей

05 июня