На круизном показе Gucci показали платья с вышитым пайетками изображением матки и пиджаки с надписью My body my choice – знаменитым феминистским лозунгом начала 70-х. Так креативный директор бренда Алессандро Микеле выступает против законов, запрещающих аборты в Миссури, Алабаме и других штатах США. Не сильно углубляясь в историю, вспоминаем еще несколько случаев, когда вещи и аксессуары становились отличительным знаком протестующих.
Фото: Gucci / Instagram
До того, как стать президентом, миллиардер Дональд Трамп в одном из интервью похвастался, что может позволить себе «хватать женщин за киску», просто потому что он – «звезда». Высказывание спровоцировало мощную волну протеста в Вашингтоне. Сотни тысяч митингующих – и женщин, и мужчин – вышли на улицы в вязаных pussy hats – розовых шапочках с «ушками», напоминающих кошачью голову (игра слов: в английском слово pussy на сленге используется для обозначения кошки и женских половых органов). Организация pussyhatproject выложила на сайте инструкцию, как связать головной убор самостоятельно. В маршах, которые проводились по всему миру, приняло участие больше 4 миллионов человек. Протестующие, среди которых были Мадонна и Скарлетт Йоханссон, выступали за равноправие полов, одинаковый размер оплаты труда для мужчин и женщин, права представителей ЛГБТ-сообщества и мигрантов.
Красная дорожка 75-й церемонии вручения премии «Золотой глобус» запомнилась, пожалуй, как самая мрачная. Актрисы почти поголовно пришли в платьях черного цвета, выступив таким образом против сексуальных домогательств и гендерного неравенства. Флешмоб был очень резонансным, так как проходил в разгар движения #MeToo. Кроме того, к инициативе присоединились и их коллеги-мужчины, надевшие черные смокинги и костюмы. Позже 34 платья выставили на благотворительном аукционе. Деньги от продажи перечислили в фонд Time's Up, который занимается поддержкой и организацией юридической помощи жертвам сексуальных домогательств. Правда, потом в соцсетях злословили, что странно протестовать против харассмента в откровенных платьях с высокими разрезами и глубокими декольте или вставками из полупрозрачного кружева.
Протесты во французской столице очень часто связаны с модой. Так, в конце XVIII века все аристократы носили короткие брюки-кюлоты с шелковыми чулками. Бедняков, которые не могли себе их позволить, презрительно называли санкюлотами, то есть «бесштанниками». Именно они и стали основной движущей силой Великой французской революции. И вот, спустя двести с лишним лет, протестующих снова именуют по отличительной детали одежды. В 2018 году во Франции начались манифестации активистов в желтых дорожных жилетах. По правилам дорожного движения, такой элемент одежды со светоотражающими элементами должен быть в машине у каждого дальнобойщика. Именно представители этой профессии, кстати, стали одними из первых, кто выступил против повышения цен на топливо и увеличение налогов.
«58% не хотят «Першинга» – такая надпись, причем огромными буквами, красовалась на футболке британского дизайнера Кэтрин Хэмнетт. Именно в таком виде она пришла на встречу с Маргарет Тэтчер и пожала ей руку. Кадр, на котором обе дамы мило улыбаются друг другу, облетел весь мир. А протест Хэмнетт получился очень изящным, если вспомнить, что «Першинг» – это ракеты малой дальности, размещение которых в Европе одобрила тогдашний премьер-министр. Кроме Хэмнетт, одной из первых политические заявления на одежде придумала печатать Вивьен Вествуд. В ее магазине Sex продавались футболки со слоганами вроде Destroy и No future – чтобы определить «своих» без лишних слов. В 2017 году лозунги со смыслом совершили громкий камбэк. Модницы всего мира мечтали о белых футболках из первой коллекции Марии Грации Кьюри для Dior с надписью «We should all be feminists». Вообще, лозунги на одежде – пожалуй, самый действенный способ заявить о своей гражданской позиции. Вот только надо тщательно продумывать время и место, а то можно попасть в неприятную ситуацию, как Мелания Трамп в 2018 году. Ее куртка из Zara за 39 долларов с надписью «Мне все равно, а вам?» – конечно, одна из самых демократичных вещей известной любительницы роскоши. Однако в ней первая леди США заявилась в приют, где находились дети, разделенные с родителями из-за жесткой иммиграционной политики Трампа.
В 2014-2015 году правительство Китая приняло закон, ограничивший возможность жителей Гонконга самим выбирать своего руководителя. Это значительно ограничивало свободу бывшей британской колонии, которая стала частью КНР в 1997 году (к 2047 году она должна полностью перейти под управление материкового Китая). Гонконгцам, которые во многом отличаются от жителей Поднебесной (говорят на своем языке, более либеральны, евпропеизированы) такое закручивание гаек, естественно, не нравится. Разразившиеся митинги против избирательной реформы получили название «революции зонтиков», потому что протестующие выходили на улицы с зонтами. Эти аксессуары помогали не только узнать своих, но и служили оружием от слезоточивого газа и перцового спрея, которыми полицейские щедро поливали толпы. Активисты добились своего – закон на время отклонили.
В 2012 году участницы радикальной феминистской группы Pussy Riot в ярких цветных балаклавах на 41 секунду захватили амвон и солею главного храма страны – Христа Спасителя. Попытка провести «панк-молебен» особым успехом не увенчалась – девушек быстро вывели, а позже арестовали. Приговор казался беспрецедентно строгим: два года колонии общего режима за хулиганство и оскорбление чувств верующих. Процесс вызвал невероятный резонанс, его освещали все ведущие мировые и российские СМИ. Во многих крупных городах Европы и Америки прошли акции в поддержку девушек. Солидарность с Pussy Riot митингующие выразили, надев броские балаклавы. Позже участницы группы объясняли выбор головного убора тем, что хотели избежать ассоциаций с сотрудниками ОМОНа или радикально настроенными боевиками.
22 ноября 2004 года на площади Независимости в Киеве состоялся многотысячный митинг, участники которого требовали отмены результатов президентских выборов. Сторонников Виктора Ющенко (он уступил несколько процентов Виктору Януковичу) можно было узнать по апельсиновому цвету футболок, накидок, флагов. Именно такой оттенок выбрал для своей предвыборной кампании кандидат от оппозиции. В Иране в 2009 году произошла похожая ситуация, которая вошла в историю как «зеленая революция». Сторонники проигравшего оппозиционера Мир-Хосейна Мусави в Тегеране выходили митинговать в зеленом – этот цвет Мусави объявил своим, потому что считается прямым потомком пророка Мухаммеда.
В 2016 году во Франции вступил в силу закон, запрещающий появляться на пляже в мусульманском купальном костюме – буркини. Полицейские патрулировали побережье, требуя от нарушительниц раздеться и заплатить штраф. Видео, где вооруженные стражи порядка заставляют женщину снять тунику и леггинсы, вызвало бурю в соцсетях. Создательница буркини, австралийский дизайнер Ахеда Занетти, активно критиковала действия французских властей. Скандал, однако, сыграл ей на руку: активно покупать буркини стали не только те, кто хотел насолить французским властям. Их оценили также в Китае и Корее, где загорать по-прежнему совсем не модно, а также пережившие рак кожи.
Роман Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» вышел в 1985 году, но сегодня, кажется, стал только актуальнее. Во многом благодаря сериалу Hulu, напомнившего миру антиутопическую историю об обществе будущего, в котором вновь решили жить по строгим «христианским» законам и возродить патриархат. Белый чепчик с широкими полями и кроваво-красный плащ, которые носит главная героиня, придумала художник Ан Крабтри. И именно ей принадлежит идея запомнившихся зрителям головных уборов (в первой экранизации романа, в 80-х, служанки носили просто красные косынки). Так как по сюжету героиня вынуждена расстаться со своей настоящей семьей и рожать по принуждению, ее наряд в основном появляется на митингах за репродуктивные права. В июне 2017 года женщины в одежде служанок протестовали против запрета абортов в штате Огайо, а жительницы острова Мэн в той же «униформе» выступали против ограничения доступа в клиники для прерывания беременности.
09 июня, 2019