Поп-облом года: Madame X Мадонны

14 июня выходит новый альбом Мадонны Madame X. Почему первый за четыре года полноформатник королевы поп-музыки имеет все шансы стать одной из худших записей 2019-го – рассказывает музыкальный обозреватель Кристина Сарханянц.

Фото: Michael Campanella / Stringer

«Мадам Икс – это секретный агент. Она путешествует по миру, меняет обличья, борется за свободу, несет свет во тьму. Мадам Икс – танцовщица, профессор, глава государства, домохозяйка, наездница, заключенная, студентка, мать, дитя, учительница, монашка, певица, святая, блудница и шпионка в доме любви», – говорит Мадонна в тизере своего 14-го студийного альбома Madame X, который выходит в эту пятницу.

Видео: YpuTube / Madonna

Спродюсировали Madame X сама Мадонна, французский кудесник звука Мирвэ Ахмадзай, который сотрудничал с певицей на Music (2000), American Life (2003) и Confessions on a Dance Floor (2005), его американский коллега Майк Дин, знакомый фанатам Мадонны по участию в работе над предыдущим студийником поп-дивы Rebel Heart (2015), а также Джейсон Эвиган, Джефф Баскер и Дипло. На грядущей пластинке много фитов: специально для Madame X Мадонна записала песни с колумбийским певцом и композитором Малумой (Medellín и Bitch I'm Loca), рэпером Quavo (Future), участником хип-хоп дуэта Rae Sremmurd Суэем Ли (Crave) и бразильской певицей Аниттой (Faz Gostoso). Три из них уже можно услышать — Medellín, Future и Crave стали синглами. В качестве промо к альбому также вышли Dark Ballet и закрывающая диск I Rise.

Видео: YouTube / Madonna

Что можно сказать о Madame X по этим пяти песням? Что это, с большой вероятностью, будет такой же пластмассовый и безжизненный альбом, как и открывающая его Medellín. Или что это будет такая же невнятная попытка угнаться за трендами, как Dark Ballet. Кажется, что певица берет в 2019-й (и, соответственно, предлагает своим слушателям) худшие достижения поп-культуры последних лет: порядком надоевший всем латино-поп с вездесущим «ча-ча-ча», откровенно скучных и ни к месту рэперов на фитах, неоднократно скормленные публике популистские заявления, например, нападки на Ватикан (Мадонна, в 2019-м? – ты ли это?). Плюс блеклые аранжировки – ни одна из пока вышедших песен с Madame X не западает в сердце, не качает, не просится на повтор и, что уж там, вообще не запоминается.

Видео: YouTube / Madonna

Но есть тут и исключение – гимноподобная I Rise. Очень недурная баллада, неплохая «закрывашка», ладно скроенная и качественно исполненная песня. Хочется услышать от Мадонны хотя бы один разрывной танцевальный хит, за которые так любят певицу, – но его нет.

Видео: YouTube / Madonna

К сожалению, в качестве синглов поп-артисты обычно выпускают самые яркие и интересные треки, потенциальные шлягеры, поэтому надежда, что Madame X преподнесет приятный сюрприз, ничтожно мала. Скорее, это будет провал и чуть ли не главный облом года в поп-музыке. Сможет ли прикрыть недостатки материала живое исполнение и помпезное шоу, которое готовится в рамках стартующего в сентябре грандиозного Madame X Tour? Судя по тому, как Мадонна выступила на минувшем «Евровидении», вряд ли: на Like A Prayer певице откровенно не хватало дыхания и часто она не попадала в ноты (вытягивал хор), а премьера трека Future в дуэте с рэпером Quavo и вовсе выветрилась из головы зрителей, едва отзвучали последние аккорды.

Видео: YouTube / Madonna

Тут стоит отметить, что Мадонна давно перестала быть главной поп-звездой момента, но все равно пытается обставить выход новой пластинки как возвращение королевы поп-музыки. В этом она сильно походит на Серсею Ланнистер из «Игры престолов», которой было сделано предсказание, что однажды появится другая королева, моложе и гораздо красивее, и она свергнет Серсею и отберет все, что ей было дорого. Если провести аналогию, то легко увидеть, что новые «молодые и красивые королевы» – Бейонсе, Рианна, Тейлор Свифт, Ариана Гранде, Билли Айлиш и другие – давно свергли Мадонну с пьедестала: у нового поколения свои героини, свои поп-гимны, свои голоса.

Так что в попытке реабилитировать Madame X в глазах слушателей накануне релиза Мадонна прибегает к проверенному и надежному способу словить хайп – к скандалу в прессе. Так, в начале июня в The New York Times Magazine опубликовали большой профайл певицы (автор – журналистка Ванесса Григориадис). Невероятные снимки — на главном фото, вынесенном на обложку журнала, Мадонна смотрит на читателя через свою старую, культовую фотографию работы Стивена Майзела (друг поп-дивы, фотограф JR).


На следующий день после публикации Мадонна обвинила автора статьи в эйджизме и сексизме (материал озаглавлен просто: «Мадонна в 60».) «Автор этой статьи провела со мной часы, дни и месяцы, – написала певица в Instagram. – Она получила приглашение в мир, который многие не могут увидеть, но решила сосредоточиться на банальных и поверхностных вопросах […] и бесконечных комментариях о моем возрасте, который никогда не был бы упомянут, будь я мужчиной… Мне жаль, что я уделила этой журналистке даже пять минут своего времени. Я чувствую себя изнасилованной. И да, я могу использовать такую аналогию, потому что была изнасилована в 19 лет. Эта публикация – еще одно доказательство того, что почтенный журнал New York Times – один из отцов-основателей патриархата, плоть от плоти нашего общества. Я никогда не перестану с этим бороться».

Кристина Сарханянц

10 июня 2019