«Величайший кутюрье» – спорная документалка про Ива Сен-Лорана

13 июня в российский прокат вышел фильм Celebration, ставший в переводе «Величайшим кутюрье», о последних годах жизни Ива Сен-Лорана. Впрочем, первые зрители увидели его раньше – в рамках специальной программы фильмов о моде на недавнем Beat Film Festival. Отзывы оказались противоречивыми, и вот почему.

Фото: CAP/MFS/Capital Pictures/East News

Закат Ива

С начала нулевых это уже третья громкая кинолента, посвященная Иву Сен-Лорану. От других она отличается тем, что освещает не расцвет карьеры маэстро, а его поздний период. Тогда дизайнер уже тяжело болел и едва передвигался. Смотреть, во что превратился когда-то красивый и харизматичный юноша, который не смог вырваться из бесконечной гонки и необходимости выпускать по несколько коллекций в год, сначала неловко, но так и задумано. «Фильм рассказывает историю конца и физического разрушения, проливая свет на тот момент, когда творчество кажется уже чем-то невозможным», – комментирует режиссер Оливье Мейру. Картина снималась с 1998 по 2001 год, но представлена публике только сейчас: после смерти партнера кутюрье Пьера Берже, который так разочаровался в отснятом материале, что наложил вето на выход фильма. И лишь накануне своей смерти в 2015 году вдруг благословил премьеру.

Тягучий ритм и музыка из хорроров

Оригинальное название картины – еще один парадокс. Celebration в переводе с английского означает «чествование», «празднование», но веселого в ленте мало. В ее тягучий, почти пыткоподобный ритм входишь не сразу: кажется, что кино идет не полтора часа, а все три. Музыку к фильму сочинил Франсуа-Эд Шанфро, известный саундтреками к хоррорам и триллерам. В основном фильм черно-белый, но иногда нуар сменяется цветными кадрами.

Характеры, судьба и отношения Сен-Лорана и Берже показаны предельно честно. Уникальность ленты в том, что для Мейру открыли все двери, хотя Сен-Лоран и Берже старательно охраняли и свою частную жизнь, и архивы Дома. Фильм позволяет с совершенно новой и неожиданной стороны взглянуть на величайшего дизайнера, который когда-то сказал: «Самая красивая одежда на женщине – руки ее любимого мужчины. Для тех, кому пока не посчастливилось найти свое счастье, есть я».

Алена Долецкая
экс-главред российского Vogue, креативный консультант журнала Flacon
Никаких привычных кодов фильмов о моде здесь вы не увидите. Ни красоток-моделей, посылающих дизайнеру воздушные поцелуи, ни художника, порхающего с горящими глазами. Этот фильм поразителен тем, что вы увидите Ива Сен-Лорана, которого не видел никто. Это портрет человека, находящегося в распаде. Но посмотреть стоит, потому что картина поднимает очень важные вопросы.
Елена Елисеева
искусствовед, историк моды
После фильма у меня появился только один вопрос к его создателю. Представьте, что вы родились гением и прожили жизнь великого кутюрье, перевернули представление о женственности и сексуальности, изменили современный гардероб и повлияли на модную индустрию, а в конце вас сразила болезнь, разрушившая вашу личность. Вы хотели бы, чтобы мир увидел вас таким – безвольным, заторможенным, не узнающим друзей и родственников, человеком, в котором невозможно узнать прежнего творца? Интересно, что сказал бы Мейру. Этот фильм не об Иве Сен-Лоране. Для тех, кто ничего о нем не знает, фильм не дает ничего, кроме недоумения. А для тех, кто знает, – тем более ничего, потому что вид позднего Сен-Лорана нам знаком и без Оливье Мейру.

Ольга Распопова

14 июня